Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Научная секция пилотов. Россия, 1996. Реж. Андрей И

Научная секция пилотов
Социально-фантастический триллер
Россия, 1996

В московском метрополитене происходит череда жестоких убийств машинистов. Следственная группа в тупике: маньяк-террорист всё время на десять шагов впереди. Кажется, остаётся только ждать развязки... 

Но ожидание - понятие неоднозначное. Вот, например, и эти пираньи в своём аквариуме тоже - ждут...

Режиссёр-постановщик и автор сценария - Андрей И (Андрей Фёдорович Хорошев). Из биографической справки: родился 27 июня 1959г. В 1983 г. окончил Московский авиационный институт по специальности «системы информации». Инженер-испытатель. В 1990 г. окончил с отличием режиссерское отделение ВГИКа (Мастерская Б.А.Альтшуллера и Б.В.Кубеева). Президент ассоциации экстремальных видов телевизионных съемок «Телеспецназ». Руководитель мастерской «Режиссура экстремального кино и телевидения Андрея И» в ГИТР им. М.А.Литовчина. Андрей И сыграл в своём фильме роль Охотника.

Главный оператор Игорь Клебанов. Композитор Сергей Курехин. Художники-постановщики: Виктор Петров, Владимир Гудилин, Сергей Гудилин. Режиссёр Ольга Аносова. Оператор Юрий Постников. Звукорежиссеры: Наум Боярский, Вячеслав Тарасов, Александр Нейман. Художник по костюмам Екатерина Дыминская. Художники-декораторы: Андрей Бессолицын, Игорь Иванов. Монтаж: Алла Стрельникова.

Сам фильм - продюсерский проект Анны Семкиной. Она же сыграла роль таинственной  Анны.

В остальных ролях: Марьяна Цареградская (Лиза), Виктор Павлов (полковник), Анатолий Крупнов (1965-1997; лейтенант), Лидия Федосеева-Шукшина (начальник метрополитена Анна Вильгельмовна), Александр Хван (художник).

Виктор Павлов и Лидия Федосеева-Шукшина достойно представляют старую актёрскую гвардию в фильме, имеющем все признаки "авторского кино". Особенно досталось Лидии Николаевне, чьё лицо было задействовано для смелого визуального эксперимента.

Увы, ранняя смерть остановила карьеру Анатолия Крупнова (лейтенант), щедро наделённого всеми качествами восходящей звезды - суровой брутальностью, выразительной внешностью и актёрской пластикой.

Основная нагрузка фильма оказалась возложена на актрису "Ленкома" Марьяну Цареградскую (род. 9 февраля 1972г.). В 1994г она вышла замуж за и.о. министра финансов Александра Вавилова. Бурные страсти семейной жизни, - а Марьяна среди прочего прославилась и как женщина, чьи портреты с пылкими признаниями мужа в любви украшали всю Москву в 2000г., - постепенно свели на нет её артистическую карьеру, а жаль. Имхо, именно она стала "визуальным мостиком" между тонкой красотой Татьяны Друбич и Анны Ковальчук, в дополнение к яркой Анне Самохиной и пикантной Наталье Лапиной.

Следователь Лиза ведёт себя как Кассандра, её начальник Полковник пытается соответствовать букве новейших психологических и технологических теорий, от Лизы же и услышанных, а мучающийся от бессилия остановить кошмар Лейтенант пытается заполнить пустоту диалога фразами наподобие "мотивационный анализ" и "в контексте социального тестирования" до тех пор, пока умненькая Лиза не поставит диагноз "массовый клаустрофобический кризис" :).

Сама детективная история - ужасающий эксперимент, поставленный над работниками и пассажирами метро -  останется в большой степени покрыта дымкой таинственности и логических противоречий. 

Здесь царствует дух старинных полуготических детективов, где следователь не столько ищет преступника, сколько пытается постичь его мотивы и месседжи. Здесь же - насыщенная атмосфера социальной фантастики, с её мрачной футурологией, массовыми психозами и подсознательным поиском сверхгероя. 

Имхо, именно такое сочетание пошло в ущерб динамике фильма. Развитие интриги сдерживается восхищёнными полётами камеры вдоль футуристических декораций и нарезкой кадров с изображением вещей и механизмов, взятых с самых неожиданных ракурсов. Всё это служит нагнетанию атмосферы всепроникающего ужаса, но несколько замедляет (если не сказать отягощает) действие.

Поскольку этот триллер тщательно лишён признаков житейской истории, то нарушена и логика зрительского взгляда, камера делает акцент на движении предметов друг к другу, на взаимодействии плоскостей и объёмов. Видела на kinoexpert.ru довольно злобный отзыв о "Научной секции пилотов" как о предтече бекмамбетовских "Дозоров", которые автор отзыва поставил крайне невысоко. На мой взгляд, Бекмамбетов здесь и рядом не дышал. Андрей И и его операторская группа такие чудеса сотворили, каких я в "Дозорах" не видела. И это без сопоставимого бюджета и без компьютерных дорисовок (то есть, я полагаю, что без бюджета и дорисовок, а точной информации у меня нет).

Никакое словесное описание не передаст визуальное богатство "Научной секции пилотов". Помимо собственных находок, здесь пиршество визуальных реминисценций из "Деликатесов" Жене и Каро (1991), "Подземки" Бессона (1985), из Кроненберга и Гиллиама... Скриншоты делу не помогут, потому что российский фильм завораживает не только статичной гармонией кадра, но и смелостью операторских и монтажных решений.

Благодаря смелым визуальным решениям, загадочность фильма не только в том, что прямого ответа на вопрос, кто, зачем и как убивал людей - не получить. Непонятное там и без убийцы кишмя кишит. Так, следовательская бригада работает в таких фантазийных интерьерах, каких просто не может быть в казённых кабинетах МВД или ФСБ. Вот, например, полковник и Лиза у какого-то прозрачного экрана в помещении с высоким потолком, драпированными стенами и вообще без мебели:


Таких визуальных парадоксов и логических загадок в "Пилотах" пруд пруди. Помимо собственно декораций, задействованы и тревожащие сознание несоответствия между кинообразами и подсознательными ожиданиями зрителя. Например, финальная схватка на станции Комсомольская проходит вся словно под воздействием галюциногенов. Вот Лиза идёт по вестибюлю станции. Сейчас она свернёт налево и всего в паре метров от этого свободного пространства окажется вереница спешащих к поезду людей. В реальной жизни такое просто невозможно, чтобы толпа не захлестнула свободное пространство. 


P.S.: Этот же текст, но с бОльшим числом иллюстраций, мне удалось разместить вот здесь http://www.kinoforum.ru/phpbb/viewtopic.php?t=10195


Tags: 1990-1999, маньяки в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments