Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

О чувстве исторического процесса

Некое информационное телевидение находится в такой глубокой мадам Сижу, что вялый всплеск интереса аудитории показался топ-менеджменту перстом божиим. А среагировала аудитория на нервный срыв телеведущего.



"Вы хочете психов? - их есть у меня!" - взяла своим девизом воспрявшая духом телекомпания и отпустила в свободный полёт по эфиру несчастного человека, которому требовалась не кафедра проповедника, а срочная психиатрическая помощь.
Тем не менее, псих ожидаемо зажёг толпу. Рейтинги вещания рванули ввысь, прибыли рванули следом за рейтингами. Всё было прекрасно, хотя коммунисты-анархисты и тут умудрились устроить скандал и подпортить всем праздник.

"Телесеть / Network" Сидни Люмета - американское кино 1976 года. Какой-то год назад англичанин Кен Рассел снял свой рок-мюзикл "Томми" - тоже на тему толпы, готовой пожрать своего гуру. Но "Томми", выросший из перебродившего битничества, визуально буен, скандален и не причёсан под чувство прекрасного приличного. "Телесеть" же визуально выглядит как кино, образцовое и матричное для суровых производственных яппи-драм 1980-х.









Подобных английскому Томми дерзких юных щенков, объясняющих взрослым людям, как неправедно влачат они дни печали своей в юдоли скорби своей, в "Телесети" нет. Наоборот, люди весьма зрелые, опытные и во всём состоявшиеся транслируют в мир свои раздумья о вечном. А толку-то... Один персонаж даже заявил, что внутри зомбоящика всё ненастоящее, а настоящее снаружи, извне. Старый дурак! - ответил ему сценарист. - Внутри зомбоящика не только жизнь, но и смерть, и нет ничего вернее и определённее.
Забавно, но упомянутый старый дурак действительно был вынужден взять назад все свои представления о человечестве как о сообществе разумных существ.



В старинные времена "Телесеть" должна была считаться словом горькой правды о власти масс-медиа над хомячками. Но годы прошли, человечество получило новый опыт, и стала видна подлинная тема фильма - энергия мобберства как пустопорожнее переливание из ничто в никуда.
Конфликт фильма самой логикой сюжета вытеснен из сферы политики и морали в сферу администрирования флешмобов. Горе тебе, псих, ибо чужую паству пасти желаешь как свою... Не ты повелитель зомбоящика, а те, кто засунул тебя внутрь.



Да, спору нет, на протяжении всего фильма сценарист и режиссёр старательно делают подкоп под американскую внутреннюю политику и духовные ценности. Дескать, ох уж эти хомячки, они внимают психу!.. Но зачем так сложно? Псих предложил хомячкам флешмобы - стал их кумиром. Предложил завязать с флешмобами - стал изгоем. Всё проще некуда. Он мог быть психом, а мог и не быть психом. Дело не в тексте проповеди, а в тяге публики к безответственным коллективным действиям. Каковая тяга не зависит от исторической эпохи. Что Варфоломеевская ночь, что отпускание десяти тысяч воздушных шариков. Вот вы лично верите, что такими разными вещами занимаются психологически РАЗНЫЕ люди? Я не верю.
Правда, только на психа может нравственно повлиять видение грядущей глобализации.

Кстати, сценарист "Телесети" - тот самый Пэдди Чаейфски, что ответственнен за "Другие ипостаси" Кена Рассела. В моих глазах это, скорее, минус для фильма. Вероятно, Чайефски предпочитал ловить эмоцию, а не генерить концепт, и вообще мыслил литературно, а не киношно.

Мне больше по сердцу пришлись "Странники" Филипа Кауфмана 1979.
У Кауфмана в "Странниках" чувство движения Истории обратное тому, что показал Люмет в "Телесети". В смысле, у Люмета редкие индивидуальности оказались лицом к лицу с массами отформатированных личностей, каждый индивидуалист по-своему взбунтовался, а История пригладила всех под свой стандарт. А у Кауфмана все персонажи индивидуальности, каждый индивидуалист по-своему взбунтовался, а История всё равно собралась пригладить всех под свой стандарт.
С Историей спорить бесполезно, а вот созерцание хомячковых толпищ не слишком взбадривает, поэтому "Телесеть" мало увлекла. Когда в кино пропагандируют массовый хомячкизм как норму, мне это не нравится - скучновато вообще-то! Имхо, всегда лучше про индивидуалистов смотреть, они хотя бы забавные.
Tags: 1970-1979, политика в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments