Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Дьявол" Анджея Жулавского (Польша, 1972)

Смотрел ли Пазолини Жулавского, шёл ли в итальянском прокате "Дьявол"? Смотрел ли Жулавский Пазолини, шла ли в польском прокате "Теорема"? Инцест на экране - вызов для профессионала.
С чисто формальной точки зрения, "Дьявол" - то нечто, что величают словом "эксплотейшен". Нарочитая аффектация, уродство и насилие в кадре. Инцесты, нимфомания, бесноватость, карлик, сгнивший труп, секс с беременной, свальный блуд, блеск окровавленной бритвы, гомосексуальное изнасилование, лик зверя и ангел с мечом карающим.





Теренс Стамп отдал бы всё за эту роль, но её сыграл Лешек Телешиньски, актёр из "Третьей части ночи". Его персонаж стал национальным героем - прославился попыткой покушения на короля и молчанием под пытками. Да он и сам считал себя героем и праведником.
И что он обнаружил по возвращении к семье и друзьям? В мире, где люди морально готовы восхищаться убийством и оправдывать убийцу, нет никаких ограничений. Тела отделились от душ, а бритвы зажили собственной жизнью в руках хозяев.



В отличие от обычного эксплотейшена, фильм Жулавского не предался смакованию гадостей и мерзостей. Мир без морали - мир всеобщего страдания и нервных срывов.



Террорист, напуганный парадом деградантов, попытался родиться обратно. Но такого пути назад к невинности нет ни у кого. Путь только один - отказаться от гордыни и позволить себе быть жертвой, а не палачом.



Библейские аллюзии проходят через фильм красной нитью. Одесную бес, ошую ангел.



На протяжении всего фильма эта актриса выглядела некрасивой, жалкой, глуповатой. Её героиня бродила вслед за главным героем и наблюдала примерно всё то же, что и он. Доведите женщину до предела - она преисполнится, а мы, наконец, узнаем лицо с фресок.
Когда в финале ангел господень теряет милосердие (ангел без милосердия!), это смотрится настолько органично и убедительно, что самые жуткие апокалиптические видения больше не кажутся библейской страшилкой.
Вот так и будет. С бритвой (мечом) в руках и остановившимся взглядом.

Tags: 1970-1979, костюмное кино, мистика, польское кино, сюрреализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments