Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Дон Камилло" Жюльена Дювивье (Италия-Франция, 1952)

Мир не всегда был настолько злым, как сегодня. Например, в 1952 году тема противостояния коммунистов и католической церкви могла служить поводом для смешного романа Джованни Гуарески и забавной кинокомедии-экранизации.

Итальянский городок в сельской местности, конец 1946 года. Мэром избран кандидат от коммунистов товарищ Пеппоне, и он тут же пообещал избирателям построить досуговый центр по типу советских Дворцов культуры. Толпа в восторге.



Городишко прямо-таки жаждет обновления. Молодёжь вон, уже в труселях перед барышнями щеголяет. Ах, бесстыдники!
А ножки у них ничего... так что строгие бабульки предпочитают снести этот удар истории с гордым достоинством. Вот так молодёжь продвигает новые ценности в гущу старых предубеждений.



Но так ли легко сбросить старое с корабля современности?
Конкуренция! Зависть! Борьба концепций!
Местный кюре дон Камилло, персонаж Фернанделя, мечтает не о шумном досуговом центре, а о тихом рекреационном центре "Город цветов".

 

Увы ему, рычаги бюджетного финансирования теперь в руках непримиримого оппонента. Простой дракой кюре и мэра дело не решить.



Как быть? Разумеется, погрузить городок в пучину интриг и провокаций!
Дону Камилло явно по душе концепция воинствующей церкви.



Политическая борьба не знала бы пощады, но дело в том, что дон Камилло и коммуняка Пеппоне ещё пару лет назад плечом к плечу сражались в одном партизанском отряде. Они знают и уважают друг друга как крутых парней. И не желают друг другу зла.
Всё, чего хочет дон Камилло, - привлечь внимание боевого товарища к тому факту, что один-единственный священник не равен одному избирателю. Он нечто большее, и его голос должен быть равен голосу мэра. Что ж, два бывалых дружбана всегда договорятся, как бы далеко они не заходили в чёрном пиаре друг против друга. При условии, что дружба и взаимное уважение остаются их идеалами.



Комедия построена по принципу сборника анекдотов. С той разницей, что материал для сатирической рефлексии брался не из сельского и городского фольклора, а из живой политической хроники, где футбольный матч, реквизиция фашистского клада, тайник с оружием, забастовка и визит епископа равны как информационные поводы для нового возобновления старого спора о том, какая ветвь власти важнее - светская или духовная.

Кинематографисты решились на хулиганскую выходку: одним из полноправных персонажей комедии является голос Христа, разговаривающий с доном Камилло в минуты острых душевных волнений последнего. Христос спартански спокоен, доброжелателен к веяниям прогресса и не любит создавать людям проблемы. "Голос Христа", эта внутренная суть дона Камилло, служит отличным противовесом боевитому характеру и природной вспыльчивости святого отца.



"Дон Камилло" имеет ряд сиквелов, но я их пока не смотрела. Рутрекер на запрос "Дон Камилло" выдаёт 24 ссылки.

Образ предприимчивого, своевольного, погружённого в мирские дела пастыря довольно удачно копировали немцы в комедийном киносериале по мотивам рассказов Честертона о патере Брауне (на Рутрекере есть "Паршивая овца" Хельмута Эшли 1960 и, на мой взгляд более удачная, "Пагубная страсть" Акселя фон Амбессера 1962). Разумеется, звезда этого сериала Хайнц Рюман нашёл свои краски для отца Брауна, но опыт дона Камилло-Фернанделя был использован на всю катушку.

Возможно, "Дона Камилло" видели - или книгу Джованни Гуарески читали - польские кинематографисты. Потому что композиция и интонации комедии Сильвестра Хенциньского "Все свои" (Польша, 1967, на Рутрекере фамилия режиссёра ошибочно Хенчиньский), да ещё и с финальным розыгрышем сюжета о Ромео и Джульетте, в "Доне Камилло" очень узнаваемы.
UPD: а вот и ещё один отзыв на "Дона Камилло" http://jane-connor.livejournal.com/221717.html  
Tags: комедии, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments