Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ещё один текст про "Последний сеанс" Питера Богдановича, 1971

Смешные мальчики, которые ни за что не признаются, что не имели сексуального опыта... Девочки, которым мнение других девочек важнее чувств мальчиков... Вокруг этих маленьких страстей и проблем крутится нарастающий конфликт обманутых ожиданий. Всё, что казалось ценным и незыблемым - катится к чертям по наклонной плоскости. Ориентиры потупились, указатели сложились гармошкой, авторитеты выбираются по своему вкусу.

Однако здесь нет пафосного, столь нелюбимого мною, конфликта поколений. Коль скоро в каждом поколении есть свои консерваторы и свои радикалы, свои мудрецы и простаки, лжецы и пророки, то почему бы мальчику 18 лет не ценить общество 50-летнего мужчины выше, чем общество придурковатых ровесников, если сам 50-летний говорит "главное, не надо становиться стариком"?

На мой взгляд, здесь также наизнанку вывернут знаменитый конфликт роковой миссис Робинсон и её чрезмерно юного любовника из "Выпускника" Майка Николса (1967г.)
У Николса сорокалетняя любовница юнца лишена сценаристом всяких моральных прав.
У Богдановича в "Последнем киносеансе" женщина в аналогичной ситуации, Рут, фактически оправдана за счёт придания ей черт материнской заботливости. Между Рут и мальчиком Сонни нет непреодолимой эмоциональной дистанции.

Именно отчуждённость, ставшая для "Выпускника" центральным мотивом и своего рода манифестом поколения, отсутствует в более позднем по времени "Последнем киносеансе". Возможно, таков ответ "Последнего киносеанса" на вопрос, заданный фильмом Николса, - чем спасутся эти непонятные молодые нонконформисты, отвергшие фальшивые рецепты счастья, но не знающие им замены.

В "Выпускнике" фундамент выбит родителями из-под ног детей, и те повисли посредине космоса своих ожиданий, не зная, от какой песчинки оттолкнуться для начала. Выбрали любовь.

В "Последнем киносеансе" мальчик Сонни оказывается тем последним атлантом, кто ещё силится удержать опору под ногами ровесников. Да, он слишком хрупкий атлант. В крушащемся мире, который так страшно и неожиданно показан сквозь пыльную техасскую бурю, одному маленькому ординарному американскому провинциалу может быть достанет сил удержать тепло гармонии, а может не достанет. Но тогда останется только вспомнить, что он не единственный последний в этом городишке... есть ещё и последняя любящая его женщина. Да, он тоже выбрал любовь. Странную, сложную, не самую честную. Такую, какая есть.

А значит, даже под руинами своей скромной "американской мечты" у Сонни есть ещё шанс спастись от отчаяния любовью. Поэтому, хотя финал "Последнего киносеанса" пронизан внешней безнадёжностью, фильм оставил у меня очень светлое впечатление.

Единственное, я бы не отказалась увидеть начало ленты в цвете. Чёрно-белая гамма могла бы возобладать позже, когда для героя отсеялись мелкие возрастные проблемы и остались главные, мировоззренческие.

Tags: 1970-1979, неравные связи
Subscribe

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments