Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ягодки средь зелени, или Не-формат сорок на двадцать

"...А как будет сорок пять..." ...Но зачем ждать лишний пяток лет?
Ведь кинематограф согласен и на Её сорок. Потому что Ему - уже около двадцати. Он достаточно взросл, чтобы отвечать за свои поступки. А она достаточно Женщина, чтобы откликаться на свои капризы.
Итак, какова же она - киногероиня в возрасте "ягодка опять"?

Она подбирает дезориентированного, выпавшего из гнезда птенчика, или же изымает из оборота нравственной жизни будущего стандартного мужа и отца, который никогда не расскажет детям о грешке своей юности?..

Она и Он - это "двое против всех" или "двое против друг друга"? А может, уже никто не против?..

Кто из них дичь, а кто охотник? Или их встреча - чистая случайность?

Связана ли она обязательствами перед мужчиной разумного возраста? Или она никому ничего не должна?..

На поверку, не так уж мало фильмов, чей сюжет целиком построен на коллизии "она немолода, а он незрел". Ещё больше фильмов, в которых подобные любовные отношения возникают как значимый эпизод.
Среди тех и других встречаются экранизации классических литературных произведений. Поэтому, наверное, было бы правильней соблюсти хронологию с учётом времени создания сюжетов.

"Опасные связи" Стивена Фрирза (1988, Гленн Клоуз) и "Вальмон" Милоша Формана (1989, Аннетт Беннинг). Две экранизации романа Шодерло де Лакло, опубликованного в 1782 году. Пока матёрый ловелас Вальмон успешно охотится на юную Сесили, его боевая подруга не менее успешно охотится на ровесника Сесили. Их изощрённая шутка стала возможной потому, что новому поколению нечего противопоставить цинизму и озлобленности предыдущего поколения.

"Театр" Яна Стрейча (1978, Вия Артмане) и "Быть Джулией" Иштвана Сабо (2004, Аннетт Беннинг). Экранизация романа Сомерсета Моэма, опубликованного в 1937 году. Великой актрисе Джулии горько обнаружить, что приятель сына видит в ней не умелую любовницу, а только ступеньку в карьере. С блеском отомстив всем своим недоброжелателям, Джулия вольна снизойти до отправленного в отставку мальчишки... но вряд ли ему выпадет такая удача. Молод телом, но несвеж душой, - печальное открытие Моэма.

"Выпускник" Майка Николса (1967, Энн Бэнкрофт), "Последний киносеанс" Питера Богдановича (1971, Клорис Личмен) и "О, счастливчик!" англичанина Линдсея Андерсона (1973, Рэйчел Робертс). В кино рубежа 1960-1970-х зрелая соблазнительница вводится в сюжет для решения исключительно разнообразных художественных задач. Она может быть похожа на кошку, судорожно выпустившую когти в протянутую в пожарище руку ("Выпускник"). Она может быть растерявшейся кошкой, уцелевшей после пожара ("Последний киносеанс"). И она может быть кошкой, с наслаждением слизывающей сливки с каждого блюдца и не помышляющей о большем ("О, счастливчик!"). В любом случае, за ней - пустота, и нет иной дороги, кроме как след в след с юнцами.

Кстати, режиссёр фильма-гротеска "О, счастливчик!" Линдсей Андерсон использовал образ стареющей женщины, развлекающей себя обществом молодых мужчин, ещё в 1963 году, в драме "Эта спортивная жизнь". Правда, образ жены владельца спортивной команды, требующей внимания со стороны восходящей звезды регби Фрэнка Мачина, не обладает яркой драматической насыщенностью. Казалось бы, миссис Уивер - просто наглая скучающая баба, и всё. Однако именно этот персонаж необходим, чтобы зеркально отобразить те отношения, которые сам Фрэнк пытается навязать любимой женщине, миссис Хэммонд: богатство напоказ, манеры нуворишей и цинизм хозяев жизни.

В то время, как на экраны выходили драматические манифесты сексуальной революции, Милтон Катселас создал затейливую комедийную мелодраму "Сорок каратов" (США, 1973) с божественной Лив Ульман в роли женщины, настойчиво преследуемой ровесником собственной дочери. Учитывая комедийные задачи фильма, Катселас не стал рисковать - сорокалетняя героиня юна душой, а двадцатитрёхлетний претендент на её руку не по годам целеустремлён и зрел. Разница в датах рождения в их случае выглядит чистым недоразумением.
Этот фильм, помимо стилистической цельности, очаровывающей любого, кому дорог бесшабашный дух 1970-х, интересен и образом мужа (правда, бывшего), который не только участвует в развитии интриги, но и даёт тот мудрый совет, который дороже золота. Стоило героине порвать с женихом-малолеткой, как бывший супруг напомнил ей, что потакать общественным предрассудкам она собралась за счёт собственного счастья.

Невероятный кульбит наша тема сделала в ретро-драме Бу Видерберга "Цветения пора" (Lust och fagring stor, Швеция-Дания, 1995). К сожалению, этот прекрасный фильм остался мало известен российской публике и мало доступен в магазинах видеопродукции. В своём шедевре Видерберг детально исследовал развитие и упадок интимных отношений пятнадцатилетнего школьника и его тридцатисемилетней учительницы. Интересный образ беспощадно-агрессивной, эманирующей женской сексуальности создала Марика Лагеркрантц, отчасти пройдя по стопам Энн Бэнкрофт, прямо-таки бесчинствовавшей в "Выпускнике" 1967 года. 
Однако главная изюминка фильма Видерберга - в том, как отнёсся к происходящему муж героини. Если не вдаваться в подробности, он... фактически усыновил любовника своей жены. Много лет он мечтал о сыне, и вот в его дом тишком пробрался мальчик подходящего возраста. В свою очередь, школьник испытывает колоссальные проблемы общения в семье и только рад кухонным разговорам "за жизнь" с мужчиной много старше себя. Так обрели друг друга духовная жажда подростка и нерастраченная отцовская нежность сорокалетнего. А далее их нежная дружба омрачается назойливым приставанием учительницы к бросившему её мальчику. Так и хотелось воскликнуть: "Уйдите уже, злая женщина, и не мешайте своим мужчинам быть счастливыми!":).

Голливудские поделки последних лет - это "Мой лучший любовник" Бена Янгера (2005, Ума Турман) и "Я никогда не буду твоей" Эми Хекерлинг (2007, Мишель Пфайффер, об этом кошмарном фильме я высказала своё мнение здесь). Вторичные, соплежуйские, малоинтересные мелодрамы, ничего нового в тему не вносящие. Предлагаю считать, что их как бы и не было. "Американский пирог", где секс на один раз был легко подарен однокласснику сына, и тот задорнее и честнее.

Как и положено, перехожу к отечественному кино. Нельзя сказать, что рассматриваемая тема всё время оставалась на периферии внимания наших кинодраматургов.
"Русский стаж" темы, если не сужать его до кинематографической плоскости, вполне солиден. Думаю, отсчёт можно начать с тех самых пор, как седовласая Наина явилась отдаться Финну на страницах "Руслана и Людмилы". Финн был поражён преображением красавицы в старуху, но ведь и Наина ожидала увидеть цветущего молодца, а не старичка с книгой заклинаний...
Можно сказать, Пушкин придал теме комедийный вектор. Его почин подхватил Гоголь, подсунув публике уморительного Хлестакова, прямо признающегося, что не знает, кого ему выбрать - городничиху или её дочурку.

Поэтому, хотя и не без доли сомнения, назову "Женитьбу Бальзаминова" Константина Воинова (1964, Нонна Мордюкова) и "Тот самый Мюнгхаузен" Марка Захарова (1979, Инна Чурикова). Никогда не могла понять, сколько лет вдове Белотеловой, и сомневаюсь в возрасте обхаживавшего баронессу адвоката в исполнении Александра Абдулова.
Эти две ленты вполне могут пригодиться для расширения сатирического контекста темы.

Забавным перевёртышем "неформата" выглядят страдания мужчин в "Служебном романе" Эльдара Рязанова (1977) и "Рецепте её молодости" Евгения Гинзбурга (1983, по пьесе Карела Чапека).
Герой Мягкова начинает ухаживать за Мымрой (Алиса Фрейндлих) в полной уверенности, что ей никак не меньше миллиона лет, в то время как на самом деле она младше него.
Зато шлейф обожателей придуманной Чапеком таинственной красавицы (Людмила Гурченко) и не подозревает, насколько далека она от идеалов юности. Создавая пьесу "Средство Макропулоса" (впрочем, не самую удачную), чешский писатель скорее примерил к живому человеку образ бессмертного Дракулы с его вселенской тоской, чем описал драму эмоционально неудовлетворённой женщины.

В чистом виде тема неравной связи затрагивалась в русском кино редко, но метко. 
Татьяна Лиознова позволила себе прозрачнейший намёк в пронзительной мелодраме "Три тополя на Плющихе" (1967). Помните, что обсуждала героиня Т.Дорониной с сестрой своего мужа? Правильно, недостаточно зрелый возраст воздыхателя. Сначала "что люди скажут", а потом "лишь бы человек хороший". К сожалению, разница в возрасте между второстепенной героиней и почти вовсе не показанным двадцатистепенным героем не так велика, чтобы я могла с чистым сердцем отнести их к "неформату 40х20".

В "Старшем сыне" Виталия Мельникова (1975, по пьесе Александра Вампилова) неформат предстаёт своим сглаженным вариантом - безусый мальчишка безуспешно добивается внимания довольно молодой женщины. Тем не менее, невозможность их романа предопределена именно разницей возрастов. Светлана Крючкова сделала свою героиню абсолютно неприступной. Неприступной, но отчасти польщённой. Что поделать, магнетическое очарование юности...

А как же полновесные сюжеты? Неужели упоминания вскользь - это был наш единственный ответ Голливуду?!
Конечно, это не так. Из детских времён помню, был соответствующий советский фильм, настоящая мелодрама на искомую тему. Она бросила давнего поклонника-ровесника ради навязавшегося молодого кавалера. Но молодой надежд не оправдал - ни солидности в нём, ни чуткости.
Помню только сцену в парке у скамейки: три хулигана пристали к женщине и её спутнику (тому, который ровесник), и мужчина просто называет им свой план обороны - он вцепится в одного мерзавца и задушит его, а двое других могут остаться торжествовать победу, если только печальная участь погибшего коллеги их не смутит. Хулиганы ретировались, а женщина поняла, как ошиблась, поменяв самоотверженного старого друга на самовлюблённого нового.
Судя по всему, я сейчас описала драму Виктора Живолуба "Я буду ждать" (1979) с Анной Твеленевой и Николаем Еременко-младшим в главных ролях.

UPD. Буквально за один день, в основном благодаря комментариям, список прирос разными фильмами:

"Опасный возраст" с Астой Нильсен в роли скучающей профессорской жены в поисках свежести чувств.
Птушко Александр. Каменный цветок: По мотивам сказов П.Бажова. СССР, 1946. (Тамара Макарова; и учтём, что в дуэте с Владимиром Дружниковым соотношение годов рождения актрисы и актёра - 1907 к 1922)
Олтмен Роберт. Холодным днем в парке. США, 1969. (Сэнди Деннис)
Маллиган Роберт. Лето 42-го. США, 1971. (Дженнифер О'Нил) Как я поняла из аннотации, этот сюжет мог бы составить контекст вампиловскому "Старшему сыну" - 22х15.
Дзурлини Валерио. Девушка с чемоданом. Франция-Италия, 1961. Двадцатисчемтолетняя падшая женщина (восхитительная Клаудиа Кардинале!) и хорошенький шестнадцатилетний мальчик из богатой семьи. Пожалуй, самый честный фильм на тему "неформата". Никакого хэппи-энда!
Де Брока Филипп. Дорогая Луиза. Франция-Италия, 1972. (Жанна Моро)
Рассел Кен. Дикий мессия. Великобритания, 1972. (Дороти Тьютин) Нищая художница с богатым прошлым и начинающий скульптор с завидным будущим. Как ни странно, при всей художественной разнице, перед нами модель отношений из "Сорока каратов". Только в "Сорока каратах" эта модель гламуризирована и перенесена со дна богемы в будни высшего менеджмента.
Салтыков Алексей. Возврата нет. СССР, 1973. (Нонна Мордюкова) В нашем ответе на претензии миссис Робинсон у героини Нонны Мордюковой много больше моральных прав на молодого мужчину, но и много больше личного достоинства.
Райзман Юлий. Странная женщина. СССР, 1977. (Ирина Купченко) Замужняя женщина и настойчивый юнец. Печальная, нервная история. Не удивительно, что я о ней забыла.
Шайер Чарльз. Алфи. США, 2004. Каюсь, незапомнившаяся мне актриса в злом развитии линии "Театра".
Эйр Ричард. Скандальный дневник. 2006. (Кейт Бланшетт) В сюжет "учительница и ученик" вмешивается не муж героини, а увлечённая героиней пожилая дама!

UPD 2: "Римская весна миссис Стоун", по пьесе Теннеси Уильямса, в главной роли Вивьен Ли.
"На юг", 2005, реж. Лоран Конте, в главной роли Шарлотта Рэмплинг (приключения богатой секс-туристки на экзотическом побережье, молодые чернокожие мужчины к услугам стареющих, зато щедро платящих, белых дам).
"Другая", реж. Беркар и Треведер. Одинокая белая женщина и молодой чернокожий эмигрант, которого она прогнала, а он начал встречаться с её ровесницей, и главгероиня ревнует и чувствует себя очутившейся в глупом положении... Видимо, совсем новый фильм, анонс мелькнул 20 сентября 2008г. в "Магии кино" на канале "Культура".

Зря, конечно, я отказалась от анализа исторических и псевдоисторических постановок из жизни великих правительниц и авантюристок. Всё-таки Екатерина Великая, английская императрица Елизавета и прочие достойные восхищения дамы вполне заслуживают отдельного рассказа об их любовных влётах и неудачах.
Непосредственно трагедии отношений императрицы и молодого любовника-соперника коснулась, к примеру, кинолента Майкла Кертиса "Частная жизнь Елизаветы и Эссекса" (США, 1939). Великая и ужасная Бетт Дэвис в роли Елизаветы и беспутный голливудский шалопай Эррол Флинн в роли графа Эссекса разыграли историю взаимной личной страсти, погубленной взаимным же политическим недоверием.

Любой последовательный рассказ о последних годах правления Екатерины Великой обязательно будет включать в себя сцены с невозможно юным фаворитом.
Что ж, если на то пошло, тема имеет и откровенно геронтофильское ответвление.
"Япония" Карлоса Рейгадаса (Мексика и др., 2002) содержит не просто историю отношений престарелой женщины с мужчиной предпенсионного возраста, но и соответствующую эротическую сцену, довольно шокирующую.
"Белоснежка: брачный сезон" (Бельгия-Франция-Великобритания-Польша, 2007, реж. Жан-Поль Вальраванс). Задорный и вздорный эротический мультфильм, в котором влюблённая старушка одержала убедительную победу в борьбе с Золушкой и Спящей Красавицей за тело юного Прекрасного Принца:).
Горькие и неожиданные уроки жизни вскрыты в снятой за 15 дней драме Райнера Вернера Фассбиндера "Страх съедает душу" (Германия, 1973). Немка-пенсионерка влюбилась в тридцатилетнего марроканца. Странный союз и странная развязка всей этой истории. Два человека использовали друг друга - но были друг другу нужны, как воздух...

И напоследок - то извращение, которое выходит за рамки обывательских представлений о мезальянсе. Инцест. Поскольку я не стремлюсь пополнять свою копилку такими монетками, достаточно, думаю, просто упомянуть о данном ответвлении темы. Например, о фильме "Порок сердца" (реж. Луи Маль, Франция, 1971), где весьма непростые отношения связывают мать и сына.
Tags: 1960-1969, 1970-1979, 1980-1989, мелодрамы, неравные связи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments