Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Trilogy of Terror by Dan Curtis (США, 1975)

"Трилогия ужаса" - телефильм Дэна Кёртиса в форме сборника из трёх киноновелл. Одновременно это бенефис актрисы Карен Блэк, солирующей во всех трёх новеллах.
Не все любят Карен, поэтому для некоторых главный ужас - её присутствие в кадре. Всем не угодишь, и по скриншотам впечатление не составишь. Скажем так, помимо Карен известны и другие хорошие актрисы 1970-х, которые справились бы не хуже. Но Карен справилась и без них.

Первые две новеллы фильмами ужасов назвать трудно. Скорее это чёрные трагикомедии на тему паталогий женской психики, деформированной избытком нереализованной сексуальности.

В первой новелле самовлюблённый студент хитроумно принудил к сексу преподавательницу. Если б он знал, по какой причине запуганная женщина уступила его пещерным манерам, не был бы так самоуверен.





Во второй новелле семейный врач мечется, принимая вызовы от двух ненавидящих друг друга сестёр-близняшек. Одна синий чулок, другая местная камелия, и вместе в одном большом пустом доме им не выжить.





Ужасов полна только третья новелла, где психически неуравновешенную молодую женщину окончательно выбешивает мать-тиранша. Таких мамаш хочется убивать, но спасаться от убийцы пришлось дочери. От жуткого, беспощадного убийцы - деревянной куклы-тотема размером с котика. Полученный духовный опыт ей жизненно необходим: девушка входит в раж и бьётся с кровожадным уродцем с яростью валькирии, чего никогда ранее не позволяла себе в общении с матушкой.
То есть, мы снова наблюдаем паталогию женской психики, но визуализация бредового кошмара создаёт нужный жанровый эффект.
Коллизия тем более впечатляющая, что угнетение эгоистичными матерями либидо своих зашуганных дочерей - намного более жизненный и распространённый сюжет женского несчастья, чем неумение испытывать эмоциональную привязанность или врождённый моральный диссонанс.





Композиция из трёх остросюжетных новелл, последняя из которых неожиданно пугает и шокирует расслабившегося зрителя, повторена Кёртисом в телевизионном сборнике "Dead of Night / На исходе ночи" 1977 года. Любопытно, что ударная третья новелла 1977 года в некотором смысле зеркально повторяет коллизию и композицию новеллы года 1975: бессердечная мать несёт расплату за невнимание к ребёнку, и визуализированы её бредовые кошмары.
Tags: маньяки в кино, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments