Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

О культе "Барбареллы" и методах путешествий по кинокультам

У сетевой кинообщественности назрел вопрос: что в этой "Барбарелле" хорошего? Декорации надувные. Сюжет без драматизма. Финал не пойми что. Кто куда зачем - вообще не въехать. Манерно и бессодержательно. Или?..
"Барбарелла", почему ты культ, а?



Честное-пречестное слово, я не изучала сетевую кинокритику, чтоб сгенерировать своё мнение. Ни профессиональную, ни аматорскую. Если не считать вот этот пост юзера vlad_makay, где человек признался, что суть культовости "Барбареллы" от него ускользнула. В посте Влада_Макая явно прочитывается недоумение от того, что "Барбарелла" не героическая космоопера, а блуждание чудиков среди полиэтилена.
Читала тот пост и тонко улыбалась, буквально одними уголками глаз. Узнавала саму себя эпохи недоумения по поводу "Фантазма" Дона Коскарелли. Помню, как подробности сюжета "Фантазма" прямо-таки извели-иссушили меня своей нелогичностью.
Справиться с "Фантазмом" мне тогда помог удачно выбранный метод.

Краеугольный камень метода - не пытаться впитать нарратив, разлитый по поверхности. Так уместо поступать с каким-нибудь голливудским хитом проката, а не с произведением киноискусства. Как и у того же "Фантазма", у "Барбареллы" на поверхности вместо ясного нарратива сплошное издевательство. Ведь если посчитать сюжетом сексуальные приключения землянки на далёкой планете, то это подходящий сюжет разве что для порнофильма.
"Барбарелла" пародия на порнофильмы и поэтому культ, да? Как-то мелковато для культа. Да и пародий столько развелось, не все же в культы записывать.
Копаем дальше.

Методология известная. Если сюжет фильма сходу непонятен, то всегда стоит заподозрить наличие метасюжета. Быстро постулируем, что фильм аллегоричен, и после первых пяти минут замешательства ловим кайф, выуживая суть аллегории прямо по ходу просмотра.
Это по-настоящему тонкий момент. Ошибся с аллегорией - прошляпил кайф.
Я как раз такой зритель, кто ещё не научился вычислять аллегорию в первые пять минут фильма, но уже твёрдо знает, что она где-то тут притаилась. Такой зритель настороже, подвох чует с полпинка и его смутить не так легко, как тружеников кинопотребления, разбалованных фильмами, где сюжет ровно движется из пункта А в пункт Б в гармонии с законами формальной логики и нормами Уголовного Кодекса.

"Барбарелла", разумеется, никакая не космоопера и даже не космофантазия по большому счёту. Потому декорации в ней и надувные, чтоб зритель не забывал, где перед ним сюжет, а где декорации.
"Барбарелла" - путешествие по женской сексуальности.
Для традиционной киногероини перспектива физической самореализации строго ограничена мерой интереса к ней киногероя/киногероев. Это очень нужная и правильная формула сюжетостроения, имеющая большой терапевтический эффект. Для мальчиков. В жизни девочки говорят "нет", с экрана говорят "да", и итоговый баланс внушает оптимистичную веру в 50 на 50.
"Барбарелла" - альтернативная формула сюжетостроения. Опасения, влечение, удовлетворённость и новые грани любопытства показаны с точки зрения женщины, а не мужчины. Что удивительно, Роже Вадим обнаружил, что у женщин тоже удачливость 50 на 50! Кто бы мог подумать:)

Для тех кто не смотрел - краткий синопсис. В будущем планета Земля станет оплотом пацифизма и любви, а сексом земляне станут заниматься только виртуально. Космический пилот Барбарелла получила от президента Земли задание отыскать сгинувшего в просторах Вселенной изобретателя по имени Дюран Дюран, чьё изобретение может быть использовано кем-нибудь в качестве оружия. Барбарелла бесстрашно устремляется по следам Дюрана Дюрана и попадает на планету странных людей, суетливых, нервных и извращённых. С новыми знакомыми землянке очень трудно оставаться дружелюбной и вежливой, но она старается. Тем более, ей пришлось опекать местного наивного и романтичного слепого Ангела.

Прямо под титры плавающая внутри космолёта Барбарелла демонстрирует, что в её жизни пришла пора, так сказать, выйти из кокона. Вот так, прямо под вступительные титры, ничего не тая, авторы фильма раскрыли его основную тему.
Далее мы вооружаемся словосочетаниями "сексуальные практики" и "чувственные ощущения", и концепт "Барбареллы" у нас в кармане.



Первый эпизод приключений Барбареллы (авария космолёта и переход на ручное управление) - эпическая картина моментального крушения привычного мира женщины, решившейся выйти из кокона. Уютный будуар уподоблен развалинам Помпеи. Да уж, выход из кокона небезопасен для психики, иных девушек сразу несёт вразнос. Барбарелла сумела взять управление в свои руки и вырулила ситуацию.



Второй эпизод приключений (встреча с кровожадными детишками), в принципе, пригоден для грубой трактовки "Барбарелла боится залететь".
Но зачем быть вульгарными без крайней на то необходимости? Так что можно истолковать и посложнее. Чувственная опытность Барбареллы в начале её путешествия, скорее, на детском уровне, поэтому она побаивается физических контактов с другими людьми и от них ожидает того же. Оставаясь на почтительном расстоянии, метафорические ровесники Барбареллы буквально вгрызаются в её личное пространство посредством монструозных детских игрушек. Жуть жуткая. Однако настоящее живое человеческое прикосновение оказывается добрым, спасительным и утешительным.
Допустимая дистанция между своим и чужим телом отныне для Барбареллы минимальна. Это вам не через монитор с президентом Земли голышом общаться!





Прелесть культового фильма, если он заслуженно культовый, в том что он пластичен и поддаётся любым интерпретациям в рамках общего концепта. А уж такое дурашливое, нарочито наивное кино, как "Барбарелла", вообще свободно истолковывается по вкусу. Даже сценарист и режиссёр не возьмутся предсказать, какие чудеса может увидеть зритель в их опусе.
За примером далеко ходить не надо. Эпизод номер три: случайный спаситель одаряет Барбареллу её первым в жизни оргазмом, т.е. метасюжет напрямую проявил себя в нарративе.
Но нас может озадачить странная шутка режиссёра: когда опьянённая удовольствием астронавтка кокетливо волочит за собой длинное боа - оп-ля! - дверь космолёта защемила боа, и расслабившаяся было Барбарелла тут же пришла в себя, отбросила длинную штуку и снова стала деловитой.
Попробуйте предположить, что Барбарелла по достоинству оценила богатые возможности, которые даст ей традиционный секс. И трёхметровое боа - макет фантазии Барбареллы в натуральную величину. Защемило ей фантазию-то, тут же защемило, причём на глазах у мужчины. По-моему, это повод счесть "Барбареллу" глубоко реалистическим произведением:)



Постепенно Барбарелла добралась до мучавшей её тайны, почему же земной секс виртуален, почему ей не рассказывали правду. Осматривая город, жители которого страдают импотентностью и фригидностью, но одновременно не способны желать ничего иного, кроме сексуальных извращений, землянка обнаруживает, что они тоже упражняются в различных формах виртуального секса. В частности, группа девушек с отрешёнными лицами посредством кальяна воскуряет экстракт живого мужчины.
Итак, вежливый виртуальный земной секс таков не потому, что это правильно и хорошо, а потому, что это удобно для бессильных. Выводы оставлены за кадром.Мой вариант: "земное" равенство и демократия - равнение на неудачников.



Возмущённая Барбарелла немедленно показывает класс. Вот так должно выглядеть лицо женщины, испытывающей оргазм. Вот так, этак и ещё вот так примерно!



А как же слепой ангел, спросите вы? Что он символизирует, когда ведёт Барбареллу, но в то же время это она ведёт его?



Тут легко обойтись без демагогии и даже словами из фильма. Слепой и крылатый гражданин, который есть сама Любовь, равняется Любви, которая крылата, но слепа.
Благодаря слепой, но крылатой Любви наступает именно тот финал фильма, смысл которого туманен на уровне нарратива, но прозрачен до неприличия на уровне аллегории. Барбарелла доигралась.



А вы что хотели? Это же не проходной фильм, а настоящий культ. То есть вся правда о сути бытия и тайнах устройства мироздания. В виде комикса.
Мораль: мужчины, не оставляйте девушек наедине с их фантазиями. А то они достигнут пика чувственности совершенно самостоятельно, а вы об этом даже не узнаете и будете наивно продолжать ждать, когда же вас позовут.

Ну вот, лично мне всё стало ясно. "Барбарелла" не отвоёвывала своё место в коллекции "культов" зубами и локтями, а просто и скромно взошла на пьедестал за заслуги перед отечеством человечеством. Кино, гармоничное обманчивой простотой формы и запредельно горькой глубиной содержания.
Tags: комиксы и экранная комиксоидность, эротика в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments