Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Alois Nebel (Чехия-Германия-Словакия, 2011, реж. Томаш Луняк)

Времена не выбирают, в них живут и умирают.

"Алоис Небель" (в российском прокате "Алоис Небель и его призраки") - полнометражный фильм по чешскому комиксу 2003-2005 гг.
Не ко всем комиксам подходят словечки "чтиво", "для молодёжи" и "книжка с картинками". Вот и "Алоис Небель" - меланхолическая социально-историческая и психологическая драма, без единого фантастического допущения, все персонажи которой - люди взрослые, а то и преклонных лет.
Действие фильма происходит осенью-зимой 1989 года. Алоис Небель, немолодой диспетчер маленькой станции Белый Поток на железной дороге неподалёку от польской границы, столкнулся с проблемой. Периодически давала о себе знать детская психологическая травма - мельком увиденное преступление. Свет от проходящих мимо поездов провоцировал очередной приступ, пан Небель погружался в мистическое сияние и таким способом общался с давным-давно пропавшей без вести кузиной Доротой.



Правда, являвшийся из сияния призрак девушки в разорванной кофте ничего не рассказывал, а только уговаривал успокоиться и не переживать.



Стрелочник станции Белый Поток, вульгарный и вечно обросший щетиной спекулянт пан Вачек, воспользовался припадками Небеля, позвонив куда следует. Вскоре пан Вачек занял должность диспетчера и получил право красоваться в мундире, а пан Небель познакомился с местной психиатрической лечебницей. Главврач которой, на мой взгляд, немного похож на нашего тележурналиста Познера.





Спекуляции пана Вачека - отдельная тема. Советский воинский контингент готовится убраться восвояси, и у Вачека с армейским начальником шло весьма плодотворное сотрудничество. Солдатики в ватниках периодически разгружали ящики и мешки из армейского транспорта, а в руки советского офицера перекочёвывал конверт с деньгами. Авторы фильма преподнесли эти бытовые зарисовки без карикатурности и кривляния, даже с некоторой симпатией к советскому гражданину, которому грустно до срока прерывать хлебную чешскую командировку.







В психиатрической лечебнице пану Небелю жилось неплохо.
А вот его соседу по палате пришлось худо. Чешские и польские спецслужбы сообща воспользовались официально разрешённым методом лечения электрошоком, чтобы заставить отмалчивающегося бомжа признаться в переходе польско-чешской границы.







Далее последовало хождение пана Небеля в Прагу за справедливостью. Еле-еле выхлопотал он себе должность путевого обходчика на родной станции. Зато сколько всего узнал, пожив на вокзале среди местных бомжей и отбиваясь от эротических атак проститутки! Пражская часть фильма - самая сюжетно увлекательная.





В привокзальном туалете, среди рулонов туалетной бумаги поманил пана Небеля призрак личного счастья. Почтенная вдова Квета Мусилова - достойная, приятная женщина, умеющая оценить мужчину приличного поведения. Но что может предложить ей безработный, только что выписанный из психушки? Право слово, иным женщинам достаточно верного сердца.



На этой условно оптимистичной ноте история могла бы закончиться, но призраки Белого Потока тоже требовали уделить им внимание.
Вот ведь несчастное, заброшенное место, обделённое женским присутствием. Даже пожилая кассирша-уборщица из туалета пражского вокзала вызывает мужской интерес в пане Вачеке, который явно моложе неё.



Как же так случилось, что мужское население Белого Потока было проклято и заброшено женским полом?
Больше всех достоин узнать ответ на этот вопрос скромный пан Небель, идеальный для брака, но всю жизнь проживший одиноко.
Когда выселяли судетских немцев летом 1945 года, сын немки и чеха малютка Алоис последний раз видел своего дядю-немца и его дочь Дороту, очень достойную и добрую девушку. Алоис был слишком мал, чтобы понять, что случилось с кузиной и её отцом. Память о той коллективной вине настигла его на склоне лет, прямо во времена "бархатной революции" 1989 года, и так раскручивается цепочка причин и следствий, приведших не только к духовному застою, но и демографическому оскудению здешних мест.
Пан Алоис смутно помнит, что с пропажей Дороты как-то связан старенький пан Вачек, который был влюблён в неё почти полвека назад и не хотел, чтобы она села в поезд с выселяемыми немцами. Но отец Дороты предпочёл бы увезти дочь в неизвестность, чем оставить её на попечение безнравственного человека.







Авторы нашли способ дополнительно подчёркнуть присутствие в этом уголке Европы насильственно изъятого из памяти немецкого элемента. Фамилия скопидомов Вачеков по-чешски должна бы писаться Váček (мешочек, кошелёк), но им досталось немецкое написание Wachek. В фильме эта фамилия мелькает на адресной табличке, напоминая о том, что в течение нескольких столетий подряд чешское содержание запросто могло иметь немецкий облик.
Но сложилось так, как сложилось. Без таких, как Дорота, что-то надломилось в чешском житье-бытье. Кто и как будет врачевать эти трещины под ногами, кто покажет пальцем на осыпающуюся штукатурку чиновных кабинетов? Портреты коммунистических вождей ещё развешаны по стенам (в кадре - портрет последнего президента ЧССР Густава Гусака), но сами стены потеряли достойный вид.





1989 год. Чехам, как и всем вокруг, нужны новые основы. Общество охвачено лёгким неврозом из-за опасений, что к новым основам придётся прорубаться топором. Можно ли вообще избежать этот этап при крушении всего и вся?



Европа требует ремонта, раны коллективной памяти требуют хирургии топором, а отдельная человеческая жизнь имеет право просто начаться, было бы желание. В измерении конкретной судьбы пана Алоиса Небеля призраки свершившейся много лет назад несправедливости ничем не лучше и ничем не хуже призраков предвкушаемой справедливости. Спокойно принимая всё приходящее, пан Небель, как якорь, не даёт вихрю истории увлечь себя в неведомое. Вот почему он, а не романтичный и загадочный нарушитель границ с топором, стал главным героем комикса и фильма. Глядя из 2000-х на искусы и потери чехов конца 1980-х, авторы предпочитают вглядываться в истории менее яркие, зато имеющие добрые продолжения.



Бонус фильма - очаровательная киноманская виньетка. В канун новогодней ночи пассажиры на пражском вокзале коротают время за просмотром сказки "Три орешка для Золушки". Пассажиры, а также праздношатающаяся публика, включая бомжей и местную камелию. В первом ряду сидят два панка с ирокезами.







Комикс придумали писатель Ярослав Рудиш и художник-музыкант Яромир Швейдик.
Над фильмом работала команда из 20 человек в течение двух лет.
Фильм с английскими субтитрами предлагает Карагарга. С русскими субтитрами я смотрела в кино, как положено, на большом экране.

В оригинальном комиксе пан Небель выглядит так:
Фильм снят в технике ротоскопной анимации, поэтому внешний облик персонажей поменялся.

Пара слов об актёрах и их ролях.

Мирослав Кробот (Miroslav Krobot) - театральный режиссёр, актёр, с 1996 г. худрук пражского Дейвицкого театра, известного авангардными постановками. Родился в 1951 г. Русским зрителям знаком по роли в "Хрониках обыкновенного безумия" Петра Зеленки (2005), по спектаклю того же Дейвицкого театра П.Зеленка снял и фильм "Карамазовы" (2008).



В начале фильма персонаж М.Кробота пан Алоис Небель выглядит как сутуловатый и скупой в движениях немногословный служака, весьма скучный для окружающих, истинно казённая душа.




Но стоило Небелю расстаться с формой и должностью диспетчера, потеря столь верного жизненного ориентира оказала на него благотворное воздействие. Небель стал похож на нормального мужика, человека с раскованными движениями. В нём появилась приятная глазу расхристанность, лицо заросло солидной растительностью, исчезла потребность непременно пользоваться очками. Теперь от него работа требует движения, а не крючкотворства.





Карел Роден (Karel Roden) - продолжатель чешской актёрской династии. Родился в 1962 г. Пытался сделать карьеру в Голливуде.
Его персонаж Немой - человек, чьё прошлое и настоящее в фильме не поясняется. Мы видим только, как польско-чешскую границу переходит какой-то решительно настроенный тип, опустошённый, опасный и нелюдимый. Собственно, фильм начинается с гибели пограничной собаки, которую Немой зарубил топором. Выследи его не собака, а пограничник, рубанул бы и по пограничнику. Немой попал в психиатрическую лечебницу в одну палату с паном Небелем, и два интроверта легко нашли общий язык.
В комиксе о Немом сообщается много больше сведений. Он - сын Дороты, рождённый от Вачека-старшего. А значит, пан Небель приходится ему двоюродным дядей. Впрочем, пан Небель сочувствует незнакомцу, даже ничего не зная об их родстве.





Леош Нога (Leoš Noha) - актёр-самоучка. Родился в 1968 г., по образованию электромеханик. В 1992 г., т.е.е в 24 года, подался работать в театр осветителем, в 26 лет стал играть там небольшие роли. Постепено стал востребован как актёр в театре, на телевидении и в кино. Его Вачек-младший не какой-нибудь одномерный злодей, а полноценный персонаж, похожий на живого человека, очень узнаваемого. Таких мужиков полным-полно, и даже не все из них гады.





Официальный сайт фильма предлагает тексты на чешском и английском языках.
Отзывы чешских зрителей (по слогам и шевеля губами как Филипок) читала на страничке Чешско-словацкой фильмовой базы данных. Суждения резко полярные.
Кинопоиск.ру, к сожалению, несёт отсебятину и не справился с транскрибированием иностранных имён (судя по их графике - взяты из англоязычного источника, пфуй).
Tags: 2010-2019, анимация, арт-кино, историческое кино, комиксы и экранная комиксоидность, психологический психологизм, чешское кино
Subscribe

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Сад (Россия, 2008, реж. и сценарист Сергей Овчаров)

    Всё располагало. Ранний русский кинематограф специализировался на экранизациях литературных произведений с печальным финалом. Тем не менее, до…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Сад (Россия, 2008, реж. и сценарист Сергей Овчаров)

    Всё располагало. Ранний русский кинематограф специализировался на экранизациях литературных произведений с печальным финалом. Тем не менее, до…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…