Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Осенний бал" (Эстония, 2007, реж. Вейко Ыунпуу)

Многофигурная драматическая композиция о разобщённости, уязвимости, самоизоляции.
Тема раскрыта путём выполнения персонажами действий, - порой откровенно нелепых, - которыми они неизбежно подставляются под очередные психологические травмы.

Например, неприметная воспитательница детского сада сидит поздним вечером в ресторане в ожидании, когда же её снимет сравнительно трезвый мужчина ...но вовсе не трезвые мужчины клюют на столь очевидно несчастных женщин.



А вот она же обвиняет в педофилии одинокого старика, давшего ребёнку конфету. Отсчёт психологических травм ребёнка начался не отсюда, но и этот случай не пройдёт бесследно.



Успешный актёр и режиссёр в поисках творческого вдохновения ставит над прохожими женщинами эксперименты на доверчивость, а затем высмеивает их в своих произведениях ...если, конечно, сам в итоге не выглядит глупо.



Молодой швейцар ресторана так любит и ценит женщин, что низко пал: он соглашается на секс на первом же свидании. Увы, женщины ни в грош его не ставят. Поэтому список дам, сказавших "спасибо, свободен" сразу после койки, перевалил уже за 200. Бедолага швейцар дошёл до крайней степени отчаяния - его бросили 200 тёток, а для решения проблемы одиночества нужна была всего-навсего одна ...либо заботливо заготовленный пакетик со льдом.







Все показанные в фильме и, на первый взгляд, никак не связанные события ведут к одному - чтобы швейцар в очередной раз сделал ставку на неподходящую женщину, а подходящую упустил.
Довольно искусственным путём доведя швейцара до кипения, автор устраивает кровавую развязку, а цикл событий возвращает к исходной точке.
Всё началось с того, что от потомственного интеллигентишки ушла жена. Теперь она вернулась. Когда снова уйдёт, всё закрутится по новой - но уже в новым "швейцаром", не понимающим, почему обстоятельства складываются против него.
Тут ведь что главное? Главное - что интеллигентишка так и останется в омуте личных обид, а сколько зла людям причинил своими пьяными выходками, так и не узнает. Скажем, спугнул женщину, которая могла бы достаться швейцару, и всё у ней со швейцаром сложилось бы на пять баллов.



Фильм полон реплик, источающих яд и страх.

















Также полным-полно сцен уныния, немоты, ухода от контакта.





В общем, мир разладился, люди растерялись и всё кругом плохо. Кажется, что маленькая девочка никогда не научится улыбаться.





Но какой-то ребёнок - ей всё равно, какой, - подошёл к ней поиграть. Всё, этого маленькому человеку достаточно. Есть контакт. Девочка впервые улыбнулась.



В конце концов, можно же просто радоваться моментам контакта, разве нет?



Существенных отличий от "Счастья" Тода Солондза я не заметила.
Но всё-таки эстонский фильм держится в рамках правдоподобия, не опускаясь до гротескных сексуальных маньяков.
И уж конечно факт педофильского покушения на невинное дитя в эстонском фильме должен быть поставлен под сомнение. Это же сумасшедший дом, думать, что каждый старый дедушка, которому жалко неулыбчивое дитя, непременно вожделеет дитя в нехорошем смысле.
Tags: 2010-2019, суровый как бы реализм, эстонское кино
Subscribe

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Ещё раз о мистике советского кинематографа

    Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments