Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Тайна вечной ночи" (СССР, 1955, реж. Дмитрий Васильев)

Три месяца, всего три месяца, - повторяют, как заклинание, учёные мужи. У них всего три месяца, чтобы добраться до особенных, устойчивых к радиации водорослей на глубине в несколько тысяч метров и создать чудо-сыворотку от лучевой болезни.
Отсчёт пошёл от середины мая, а на календаре 25 августа, и первая жертва местной радиации уже умерла.

Это был особенный, удивительный фильм. Во-первых, на глазах у изумлённой публики советские учёные восприняли гибель канадского конкурента как гибель друга-товарища и просто хорошего парня. Во-вторых, никто не бегал в райком КПСС получать мудрые советы и отчитываться об успехах. И в-третьих (хотя могу ошибаться), там ни разу не прозвучало слово "советский". Подлинная фантастика!

Бесконечно мужественен гидрофизик Алексей Иванович Денисов - актёр Иван Переверзев.
Лёгкая небритость и перманентная помятость "человека без галстука" - это мягко сказано. Персонаж Переверзева больше похож на условно-досрочно освободившегося, чем на передового исследователя. Если судить о фильме только по скриншотам с Переверзевым, в жизни не догадаешься, что речь идёт о научной фантастике, а не о судебной драме. Выводов не делаю, просто констатирую: созданный актёром образ сопротивлялся сюжетному материалу.





Щуплый, но мужественный профессор-медик Николай Христофорович Мерцалов - актёр Михаил Астангов. Ах, как же ему не хватало реплики о фронтовом прошлом! Возможно, на фронтах обеих мировых войн, где он выглядел бы нелепо, но стойко, как оловянный солдатик. Ни слова о дореволюционной породе! ни слова о московской и питерской интеллигенции! В смысле, в фильме ни слова, а на лице Астангова целая поэма о смешных угловатых тружениках науки и культуры, всегда немножко рассеянных и безукоризненно тактичных и скромных. Говорят, они ещё не все вымерли.



В фильме два персонажа-женщины. По укоренившейся было в советском кино традиции они были одинаковы с лица, как двое из ларца. Правильные и скучные стахановки, одного типажа, одинаково одетые, одинаково причёсанные, одинаково жестикулирующие. Кошмар. Между ними предполагалась конкуренция за сердце Денисова, но если даже при свете дня особой разницы мужчина не заметит, то девушкам конкурировать не с руки.



Александра Васильевна Соколова, наблюдающий врач Денисова, - актриса Елена Измайлова.
Стоит строгой докторше расслабиться и начать теребить волосы... ого, да она же красавица!



Елена Петровна Турчина, ихтиолог, - актриса Данута Столярская.
Девчонке растрепали волосы, её правая бровь сама собой поползла вверх, и стало заметно живое женское лицо.



Директор Института океанографии АН СССР Дмитрий Петрович Русанов - актёр Константин Барташевич. Про образ директора ниже интересная фотография.



Виктор Павлович Лаврентьев, физик, правая рука Русанова, - актёр Аполлон Ячницкий. Ребята из студии Хаммер ещё под стол пешком ходили, а он уже стал мастером жанровой выразительности и экспрессии в цветном кино. Ячницкий сравнительно мало играл в кино, тем интереснее полюбоваться на почерк мастера. Здесь он создал образ скользкого типа, честолюбивого интригана, маэстро истерик. Это старая, театральная школа актёрской игры; сейчас себе такое мало кто из актёров может позволить.







Не все мизансцены одинаково удачны. Не все операторские решения захватывают дух. Да, у меня нет оснований делать вывод о Дмитрии Васильеве как о постановщике высокого класса. "Тайна вечной ночи" - фильм преимущественного очень среднего, приемлемого уровня. Иногда чуть лучше, иногда чуть хуже.
Конечно, тут не учебник "правильно" и "не правильно", но, по-моему, вот так размещать кинокамеру относительно персонажа - неправильно...



...а вот так - правильно. Хотя и банально.





Волнуясь за судьбы персонажей, не особо вглядывалась в спецэффекты. Комбинированные съёмки цунами, дымка радиоактивных испарений, глубоководный батискаф (забавно похожий на сдвоенный фен), волшебные водоросли, кальмары-хулиганы, хищная рыба "глубоководный удильщик". Всё на месте и без фанатизма. Хотя, увы, не всё поддаётся оскриншочиванию.







Не пора ли нам поговорить о пьесе, с которой начался этот воистину фантастический фильм?
Пьеса Игоря Владимировича Луковского "Тайна вечной ночи" была издана в 1949 году тиражом 5000 экземпляров. Самые известные постановки этой пьесы относятся тоже к 1949 году, включая постановку Г.Товстоногова. Рецензию на один из спектаклей можно прочесть по этой ссылке.
Меня терзает чувство, сценарий фильма отличается от пьесы так сильно, что должен считаться самостоятельных произведением.
Возникли сомнения из-за того, что подвернулся как-то недавно машинописный вариант пьесы, прошедший через Отдел распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав. Зная о том, что это матрица одного из первенцев советской научной кинофантастики, сделала снимки титульного листа, списка персонажей и последней страницы с адресами автора. Жаль, сам текст прочитать не смогла, ибо в рабочее время все уважающие себя библиотекари работают много и тяжко на радость начальству, а не книжки читают, как некоторые думают.
Теперь жалею, что поленилась пролистнуть.

Разрешение на постановку пьеса "Тайна вечной ночи" получила в ГУРК 27 июля 1948 года и была принята в репертуарный план Театра имени Ленинского комсомола.
Протагонистом в пьесе являлся как раз гидрофизик Лаврентьев, а в фильме он стал антагонистом и вообще красавцем, создавшим бурную жанровую напряжённость.
Кроме того, в пьесе полно иностранцев, включая радистку Биби, а в фильме от толпы иностранцев остался только голос одного погибшего канадского натуралиста по имени Фрэнсис Флойд.
А вот кого не было в пьесе, так это медиков, то есть отсутствует вся медицинская часть интриги с ослепшим и рискующим вот-вот умереть от лучевой болезни протагонистом.

Научным консультантом пьесы согласился стать инженер контр-адмирал Николай Николаевич Зубов (1885-1960), директор Государственного океанографического института, т.е. одного из НИИ, принадлежавших ведомству гидрометеорологов.
Но в фильме институт-прообраз назван учреждением системы Академии наук.

Видимо, это чтоб не морочить публике голову ведомственными тонкостями. На самом деле Академии наук принадлежал Институт океанологии, а не Институт океанографии, но создавались эти институты почти одновременно и лично я по сообщениям в советских газетах ни за что бы не разобралась, что речь идёт о создании двух разных учреждений разной ведомственной подчинённости. Соответственно, из нарратива фильма убраны тонкости охраны гостайны, армейские чины персонажей и возможный шпионский подтекст. Зачем они здесь нужны, если деятельность гидрометеорологов входила в систему гособороны и была сопряжена со сбором данных, представлявших интерес для иностранных разведок, а парни из Академии наук всё больше по фундаментальной части трудились и охраняли разве что свои будущие нобелевские премии. (Шучу, конечно, везде кругом гостайны).

В фильме среди персонажей есть непосредственно "директор института", а в пьесе это контр-адмирал и академик без указания руководящей должности. Вот они оба - актёр Константин Барташевич и контр-адмирал Николай Зубов. Немалое сходство имеется (форма усов, брови домиком, глаза с наплывом), так что вряд ли Зубов возражал против такого экранного двойника. Хотя на учёного мыслителя Барташевич по типажу мало походил, больше на обычного хозяйственника.



Наверное, фильм, в отличие от пьесы, консультировали как-то не слишком научно. Иначе не появился бы странный кадр, где моряки голыми руками принимают заведомо радиоактивную посылку.



Напоследок - собственно фотографии страниц пьесы. Мелькающий в кадрах узкий прямоугольный штампик - "Библиотека Дома писателей им. Маяковского".
Кстати, здесь чёрным по пожелтевшему чётко пропечатано, что изначально в написании текста пьесы участвовал тот самый режиссер Дмитрий Иванович Васильев, который в 1955 г. "Тайну вечной ночи" экранизировал. Жаль, не уточняется, в чём заключалось его участие.





Tags: 1950-1959, архив, советская правда, советское кино, фантастика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal