Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Фильмы Питера Манугяна

Питер Манугян (Peter Manoogian) - труженик жанрового кино второй половины 1980-х - первой половины 1990-х. В основном, продюсер и второй режиссёр, но иногда и сам брался за режиссёрскую лямку. В титрах "Реаниматора" 1985 есть "special thanks" Питеру Манугяну. Правда, за что ему там special thanks, мне сегодня лень докапываться.
Если судить по голосованию на IMDb, наибольшую известность из режиссёрских работ Манугяна получили боевик "Вражеская территория", спортивное фэнтези "Арена" и мистический слэшер "Игрушки демона". Но мне больше всех понравился режиссёрский дебют Манугяна в полнометражном кино - "Механические убийцы".
Посмотрев и сравнив, имею сказать: автор явно тяготел к любованию геометрией замкнутых пространств, и лучшие кадры его детищ связаны с беготнёй по коридорам. Причём неумолимый враг не выскакивает из-за угла с криком "бу!", а выходит картинно и держится поодаль. Ещё одна примета авторского стиля - высокий гражданский пафос. Это значит, если в ходе боевых столкновений главгероев со злодеями в кадре появляется мирное население, то главгероям опасаться нечего, а злодеям как раз следует беречь тылы. Мирное население всякий раз принимает сторону пришлых добряков, чем глубоко ранит чувства местных злодеев. Наконец, третья особенность - избегание обнажёнки и непосредственно разврата, хотя актрисы у Манугяна красивые и тема секса периодически поднимается.
Налицо детская воинская стратегия, детская доверчивость к незнакомцам и детская стеснительность.
То есть, и сами фильмы детские, лет для 10-12? - Нет, ничего подобного, по-моему. Просто взрослое кино, снятое по-детски. Совершенно неисследованный феномен, и вряд ли мне удалось далеко продвинуться.
Впрочем, в обзорных текстах предпочтителен хронологический порядок.

В фильме коллективного авторства Ragewar (США, 1984) Питеру Манугяну принадлежит новелла "Пещерный зверь". Вероятно, имеется в виду тот скромный эпизод, больше похожий на детский телеспектакль, где маленький застенчивый чёртик выглядывал из-за камушка в полыхании красных софитов. То есть, название новеллы как бы ироническое. Сам фильм таков, что смотреть его целиком не посчитала нужным, а качество видео и вовсе не расположило к просмотру.



Механические убийцы / Eliminators (США-Испания, 1986) - первая полнометражная работа Манугяна.

Подпольный гений-мизантроп опробовал на киборге технологию перемещения в прошлое. Для чего? Он приготовился в одиночку махнуть в Древний Рим, чтоб стать Цезарем и поменять мировую историю. Естественно, киборг обиделся, заручился небольшой общественной поддержкой и пошёл на создателя войной. Вот так и получилось, что мировая история не поменялась и толпа народу живёт на развалинах СССР, Румынии и Великой Албании, большое всем киборгам за это спасибо.
Здесь, как нигде, проявил себя внутренний ребёнок взрослого Питера Манугяна. Он начал солидно, с изувеченного получеловека-полуробота. Как у человека у киборга где-то осталась семья, получившая похоронку на военного лётчика. Как роботу ему масло в шестерёнки заботливо подливает красивая, умная, незамужняя блондинка. Казалось бы, рельсы сюжету проложены и сворачивать некуда, только продвигаться по джунглям в поисках секретной лаборатории.



Но как бы ни начинался фильм, стоило появиться лихому капитану речного катера "NO QUESTIONS!" - он тут же стал главным героем и повёл всех за собой навстречу приключениям среди эпох и жанров. Впрочем, судите сами: такая физиономия способна сделать комедию из любого жанра. Смотрю на скриншоты и не верю своим глазам: на IMDb чётко сказано, что на этих кадрах пятидесятилетний мужик (1936 года рождения). Чтоб всем нам в полтинник блистать таким задором! Эндрю Прайн - один из актёров сериала "Star Trek: The Next Generation" сезона 1993г. Должно быть шикарная была компания хохмачей, потому что у Манугяна с этими ребятами творческие связи не прерывались.



Это же редчайшая редкость, чтобы актёр с амплуа "полный придурок" отобрал лидерство у актёра с амплуа "брутал месяца". Редчайшая редкость, но разве люди ценят? Данная приключенческая комедия имеет плохую сетевую прессу. Придираются зрители, подходящие к техно-фэнтези с мерками научной фантастики, чьё восприятие заточено на качество спецэффектов и продуманность НФ-составляющей. Пинают и те, кто не мыслит приключенческий жанр вне прокрустова ложа боевика и экшена.
На самом деле, это кино для той же аудитории, которая любит фильмы наподобие "Крокодила Данди" и "Романа с камнем". Но никто из ценителей приключенческих ромкомов не стремится смотреть фильм, описываемый как техно-фэнтези. То есть, фильму реально не повезло.
По правде говоря, техно-фантастическую часть я и сама с трудом вытерпела, настолько она малообязательна. К чести автора, он предпочёл отдать время в кадре процессу расслабления учёной дамы, а эта тема мне как-то особенно жизненно близка. Трогательный малютка-робот канонически пищал и играл в сюжете роль дружелюбного попугайчика.




Джунглево-речной антураж наводил на смутные ассоциации со старой доброй "Африканской королевой", и действительно, Эндрю Прайну удалось-таки поиграть в Хэмфри Богарта.



Манугян пригласил нас отвлечься от спасения человечества и порадоваться прелестям речного пикника. Гонки на катерах, дайвинг, раздевание до купальника (без купальника). В общем, когда появился ниндзя... А, да ладно.


Вражеская территория / Enemy Territory (США, 1987)



Страховой агент - хлипковатый блондин. А застрахованное лицо, подпись которого нужно получить на договоре, - пожилая негритянка из цветного квартала.
К сожалению, помимо смирной и безопасной для страховых агентов богобоязненной бабушки, в цветном квартале ещё много всякой живности обитает. Например, обитает молодёжная банда "Вампиры" (это слово произносилось так, словно "Империя"). Если б не цветной телефонист, заскочивший после смены к подружке, страховому агенту настал бы конец в первые десять минут фильма. Но появился шанс продержаться до финала в поисках выхода из осаждённой "Вампирами" многоэтажки, и белая моль своего не упустила.

Сейчас боевиков с бегающими по этажам головорезами полным-полно, даже с инопланетянами, а в конце 1980-х такое смотрелось свежо и лихо. Да и сейчас неплохо смотрится. Тем более, это один из первых зачётов за пределами мира тв-сериалов актёра со змеиными глазами, Тони Тодда.



Жаль, сценарист переборщил с демонизацией молодёжной банды. Хотел живописать ритуалы, иерархию и прочие красивости, но в итоге эпизоды взаимоотношений юных бандитов смотрятся, увы, убого.
Забавный кадр: "вампиры" носят на головах красные повязки ...а у одного на ногу сползла.



Арена / Arena (Италия-США, 1989)

Только по чистому недоразумению "Арена" не считается эпизодом похождений Флэша Гордона. Главгерой - младой блондин в златых труселях, сложённый как греческий бог, безмозглый и приветливый, и занятый обустройством личной судьбы непременно в дальних углах бесконечных галактик. Зачем-то его обозвали Стивом Армстронгом, но мы-то с вами умеем отличить Флэша от подделки! Тем более, когда это практически идеальный, образцовый, эталонный Флэш. (Освежить в памяти галерею Флэшей Гордонов можно, например, здесь)



Если не считать странного идейно-пафосного сбоя в финале и по обыкновению вялой массовки, "Арена" исключительно цельное, просчитанное и продуманное зрелище, в котором решился непростой вопрос нашей будущности. Смогут ли земляне противостоять инопланетянам в честной рукопашной без допинга, и нет ли коррупции в межпланетном олимпийском комитете?
Изюминка "Арены" - исключительно положительные образы инопланетных уродцев. Да, не все из спортсменов двуноги и прямоходячи, но сияющая улыбка и джентльменское поведение на ринге творят чудеса. Я болела за этого парня (или за эту девчонку?! - не отличаю их по форме гребешка).



Не менее тёплые чувства вызвает зловредный и пакостный обезьянокрысоид. Он так очевидно одинок и несчастен, так нуждался в дружеском общении... Стоило ему найти себе друга, как появились чёртовы сподвижники Флэша Гордона и всё испортили. Но никакие происки сил добра не в силах отменить очарование качественного грима и тоску во взоре.



Игрушки демона / Demonic toys (США, 1992)

Несколько людей оказались заперты на складе игрушек именно в ту ночь, когда восставший демон нуждался в свежей крови.



Выбрать скриншоты к презентации "Игрушек демона" проще простого. Автор как раз сосредоточился на любовании дьявольскими куклами-убийцами, заодно полюбовался красивой актрисой,



...и нагнал чертовщины.



В ответе за все безобразия вот этот зеленоглазый демон на скриншоте ниже. Ну сама невинность. - Мальчик, детям нельзя алкоголь! - Да что вы говорите, тётя Аджайя.



Люди-семена / Seedpeople (США, 1992)

Несомненный, стопроцентный провал Манугяна. Тем более очевидный, что сюжетный костяк целиком без изъятий заимствован из знаменитых "Похитителей тел", соревноваться с которыми уже само по себе слишком ответственная задача.
Получилось драматургически беспомощное, скучное, визуально невыразительное зрелище. Что тут ещё добавить? Над дёшево сделанными монстрами-растениями смеялись все полтора человека, досмотревших фильм до финальных титров. Ну и я заодно хихикну.



Прикосновение Мидаса / The Midas Touch (США-Румыния, 1997)

Тинейджер так хотел раздобыть денег на операцию бабушке, что связался с непроверенным волшебником. Да, теперь одним прикосновением можно обращать в золото всё что угодно, но не надо и фильм смотреть, чтоб понять, в чём подвох.



"Семейное" кино, ноль пиров, ноль личеров, юзер на трекере счёл фильм отличной находкой для мальчиков 12 лет. Не стала связываться.
Но, как видите, тяга Манугяна к детскому кинематографу смогла найти выход.

Картина / Испытание любви / The Painting / Soldiers of Change (США, 2001), совместно с Джошуа Роузом

Поколенческая мыльная драма о белом мажоре. В разгар сексуальной революции парень избрал тихие семейные ценности с благопристойной негритянкой, вопреки противодействию своего папаши-капиталиста.



Трудно определить, что шокирует больше. Союз с негритянкой в былые времена шокировал современников, включая саму негритянку. Тихие семейные ценности шокируют сегодня - тех, кто доверяет стереотипам о разнузданном поколении 60-х. Автору "Вражеской территории" трудно верить, что хоть какое-то поколение он считает не разнузданным, но если Манугян родился в 1955-1958гг., то ведёт речь о временах, которые сам лично наблюдал 10-12-летним пацаном.



Юношеский бунт, участие в серьёзнейших общественных конфликтах, война во Вьетнаме - вроде, все приметы кино для взрослых. В то же время по формальным признакам - кино детское. Уединившись в мотеле, сбежавшие из-под родительского догляду юноша и девушка просыпаются одетые и застёгнутые на все пуговицы. Не знаю, он её линейкой по пальцам, что ли, бил, чтоб не шалила.



Ещё до того, как дело в фильме дошло до войны во Вьетнаме, стало очевидно, что Манугян и Роуз создали клон "Форреста Гампа", ещё более лживый и пафосный сентиментальный и проповеднический, чем оригинал; заодно отдали дань и "Истории любви" Артура Хиллера. В "Картине" не бывает нищеты и несправедливости как социального явления, все всех любят и всем доверяют. Даже папаша-капиталист в глубине души хороший парень. И только гопническая активность местного белого мусора слегка портит жизнь трудолюбивым и чистеньким чернокожим эльфам.
Ещё один источник беззубой и неторопливой "Картины", как ни странно, бойкое и зубастое "Смертельное оружие". Потому что стремление одинокого белого мальчика влиться в ряды дружного чёрного семейства слишком очевидно.



Всё же это кино 2000-х, поэтому в нём должны быть ПРОБЛЕМЫ. Пожалуйста, вот вам ПРОБЛЕМА: негр-хиппи-антисемит. Это недоразумение природы быстро было укрощено и наставлено на путь истинный, однако пока белые мажоры с высшим образованием переносили все тяготы эпохи (терроризм, войну, идейный конфликт с родителями и выпады антисемитов), этот молодой красивый мулат отожрал себе немалую харю и за неимением приводов в полицию остался честным гражданином. Иные фильмы на тему расового примирения заставляют задуматься, так ли уж искренни их авторы.



Тем временем во Вьетнаме белый мажор предприимчиво спас маленькую девочку, что и было увековечено на той самой КАРТИНЕ, которая попала в заглавие фильма. Согласно сюжету, КАРТИНА нарисована благопристойным негром без образования в области живописи. Почему же КАРТИНА так похожа на советский агитплакат? Некоторые вопросы лучше себе не задавать.



Настоящая загадка "Картины" - какое отношение к этой мылодраме вообще могли иметь Питер Манугян и Джошуа Роуз. Думала, дело в Роузе, но... он оказался специалистом по компьютерным спецэффектам из компании "VisionArt Design & Animation". Казалось бы, в содружестве с таким человеком Манугян мог тряхнуть стариной, а вместо этого - сюжетное мыло и визуальный реализм. Мистика!..

Кто же ты, Питер Манугян? В профессии стартовал аж в 1980 году, довольно активно работал ещё в 2000-х. Однако дату рождения и фотографии в сети фиг найдёшь. Дэвид Шмоллер (автор "Ловушки для туристов") в 1991 г. дал Манугяну маленькую роль бинокулярного агента в фильме "The Arrival". Манугян к тому времени был известен, наверное, не меньше Шмоллера, так что камео коллеги должно смотреться любопытно. Жаль, "The Arrival" настолько прочно забыт человечеством, что на торрентах не сыскать. В 2005г. Манугян снова появился в кино в качестве актёра, но и эту его актёрскую работу я искала с тем же неуспехом. Поссорился с Алькаидой и заметает следы? Успехов тебе, Питер!
Tags: 1980-1989, 1990-1999, 2000-2009, Флэш Гордон, боевики, комедии, мистика, роботы в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments