Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Краткий курс советского открыточного кино-фан-арта

Пост с кустарными "валентинками" 1950-х гг. дал новую тему. Тема такая: а как вообще в СССР тиражировались фанатские фотокарточки с популярными актёрами, какие организации этим занимались и в каких масштабах.
Начну с 1920-х годов.По-видимому, карточки с актёрами первыми начали продавать театры в Ленинграде и Москве (читайте, и других крупных театральных центрах СССР). Произошло это в период нэпа, когда техника фотопечати удешевилась за счёт модернизации технологий, а публика стала платежеспособней и охотно толклась в фойе у киоска.
Государственный академический театр оперы и балета, например, имел свой Фотокабинет для этой цели.
То ли моя бабушка Галина, то ли её младшая сестра Нина (а может, их маменька Александра Васильевна?!), - кто-то в семействе был увлечён артистом балета Михаилом Андреевичем Дудко (1902-1984) и собрал коллекцию фотокарточек. Википедия ничего не таит: в годы войны Дудко оказался на оккупированной территории и выступал с Н.Печковским. Поэтому предъявляю фрагмент письма моего дедушки моей бабушке откуда-то из акватории Балтийского моря, 4 июля 1945 года: "Сегодня у меня был артист с филармонии и я его вскользь спросил насчет Ничковского [Печковского?!] и Дудко. Так он говорит. что Ничковский в Москве сидит, Дудко в Ленинграде и что всех их родных арестовали, но когда я ему сказал, что неправда... то он очень был удивлен, но все это ерунда, много ходит разных легенд". Это у них такая шифровка была - сообщать друг другу новости, маскируя их под опровержения и левые слухи. Сами понимаете, военнная цензура и вообще. Вот так моя бабушка узнала, что Дудко под следствием и пора жечь открытки.



Но открытки целы. Вот для примера два портрета М.А.Дудко. Слева более ранний, брови широкие, фотобумага тонкая, датируется началом 1920-х годов. Справа более поздний, брови ниточкой, фотобумага плотная, на обороте штамп фотокабинета.



Итак, с довоенными деятелями театра ситуация более-менее ясна. Каждый театр волен был сам продвигать своих премьеров своей аудитории.
Открытки с киноактёрами - дело другое. Советские актёры кино в 1920-х ещё только набирали популярность, но первые успехи окрыляли. Эксплуатировать заграничных звёзд могло быть затруднительно ввиду неопределённости правовой ситуации, но и этот вопрос был решаем. В 1925г. Отдел печати ЦК РКП(б) попросил кинопрокатчиков скинуться на централизованное издательство. Это такое предложение, от которого нельзя отказаться. Так возникло издательство "Кинопечать". Открытки "Кинопечати" с кинозвёздами давали существенную прибыль, причём другим издательствам Главлит запросто запрещал печатать такие открытки, чтоб не отнимали кусок хлеба у детища ЦК. У деятелей из Ассоциации революционной кинематографии, близких к РАПП, суета вокруг открыток и прочих продуктов буржуазной пропаганды вызывала бурное разлитие желчи. Поэтому в 1929г. в издательстве произошла культурная революция: мещанскую пошлость изгнали вон, директор покончил жизнь самоубийством, вместо открыток стали вкладывать деньги в брошюры по кинофикации деревни. Без мещанской пошлости сводить баланс почему-то не удавалось, за полтора года ставшее убыточным издательство всем надоело и его разогнали.

Советские кинобогини в открытках "Кинопечати": Анель Судакевич, Ольга Третьякова, Татьяна Булах, Тани Юн, Ольга Жизнева, Галина Кравченко. Эти фото взяла из интернета, а все остальные фотоматериалы собственные.


С открытками 1930-х гг. в моей домашней коллекции наблюдается досадный пробел. То ли все силы были отданы танцовщику Дудко, то ли открытки не издавались. Первая версия выглядит достоверней, поэтому тема фан-арта 1930-х остаётся открытой. UPD: посмотреть на открытки 1930-х можно по ссылке от garibal вот здесь

В послевоенный период за прибыльное дело взялись центральные и местные Управления кинофикации. На фотографии три открытки-фотокарточки 12х9 см со впечатанными в изображение надписью, издательской маркой и выходными данными. Тонкая фотобумага, совершенно пустой оборот. Разрешения Главлита от мая и июля 1947г., микроскопические, подслеповатый покупатель ни за что не разглядит.



Фрагмент открытки с Н.Черкасовым укрупнённо. Текст в ромбе: Фабрика "Динамо" Ленинград. Текст в круге: Издание Управления кинофикации Ленгорисполкома. Тираж 20.000. М-05505 от 8/VII-47г. Цена 1 руб.



Минимально возможный вывод: в 1947 г. власть восстановила доверие населения к легитимности дешёвых фотокарточек с надписями. Далее путь легального фан-арта лежал в сторону полноценной типографской открытки почтового формата. Но прецедент 1947 года предлагаю считать существенным фактом.

Фотокарточка с Владимиром Дружниковым, тонкая фотобумага, 14х9,5 см, ориентировочно 1948 или 1949 год. Напечатана всё той же ленинградской фабрикой "Динамо", но воплощает визуальный стандарт, характерный для будущих открыток типографской работы.



Увеличенный фрагмент. Текст справа: Изд. Дома искусств им. Станиславского. Тир. 10000. М8525. Ц. 2 р.



Фотокарточка с Николаем Черкасовым. Фотобумага плотная. Впечатан текст: Изд. Фотокомбината Г.Т.К. [?] 55467 тир. 10000 экз. цена 1р. 50к. Фото Ж.Мартова. На обороте наборный штамп "М.Г.Д."



В 1950-х печатались открытки-коллажи. Вот открытка-коллаж с Любовью Орловой, датируется 1950 годом. Оборот оформлен как почтовая карточка с местом для марки. Напечатанный текст полустёрт, смогла разобрать: № 52. Почтовая карточка. 5/Х-50 г. Цена 1 руб. Изд. Арт. "ФОТО СНИМОК" КПМ МКИГа и К.



В 1960-х - начале 1980-х гг. процесс централизировали и поставили на широкие рельсы. Старт был дан в 1959 году созданием Бюро пропаганды советского киноискусства при Союзе работников кинематографии СССР. Эта организация имела национальные отделения (знаю Украинское, Грузинское) и региональные (знаю Ленинградское межобластное). В Киеве открытки печатала фабрика "Укррекламфильм", в Ростове Фотохудожественный комбинат и т.п. Тогда все киоски предлагали фотооткрытки с актёрами, оформленные по всем правилам подцензурной печати, включая номер разрешения Главлита.

Изучая обороты открыток, можно обнаружить любопытные вещи. Судя по фильмографии на обороте, эти три открытки напечатаны в разные годы. Для весёлой троицы последним фильмом названа "Кавказская пленница" (1966), а для Аллы Ларионовой - "Две жизни" (1961). Согласитесь, пропустить "Ко мне, Мухтар!" (1964) в фильмографии Ларионовой было бы странно. Значит, открытка с нею должна быть датирована 1961-1963 годом, а открытка с троицей напечатана не ранее 1966.
Объединяет же все три открытки одинаковый номер разрешения Главлита А-06650. Книг с одинаковым главлитовским номером вы не найдёте, ручаюсь, а вот открытки, получается, проходили цензуру не по одной, а комплектами.
Выходные данные у барышень - 1-я типография Гимиза (Гидрометеорологического издательства), у мужчин - 1-я типография ГУГМС (Главного управления Гидрометслужбы). Ну то есть одна и та же типография в разные годы. Барышни напечатаны чуть раньше, тиражи по 10000. Мужчины чуть позже, тираж 50000.



Большую известность получила серия открыток-коллажей, выпущенная Грузинским отделением Бюро пропаганды советского киноискусства в 1961 году. Тиражи по 40000, но всё равно это уже был закат жанра. Хотя, возможно, кто-то из вас видел и более поздние открытки-коллажи?



Имели хождение и миниатюрные фотокартинки с кадрами из популярных фильмов (UPD от humus - называются лобби-карт). В горизонтальном исполнении формат каждого фото примерно 6х9 см. Впечатан текст: 8 кадров из кинофильма, цена 30 коп. За 30 копеек предлагался товар косой и кривой, но оборот выглядит на удивление прилично, текст напечатан аккуратно, со всеми полагающимися сведениями.



Не позднее 1965 года начался выпуск цветных открыток, сначала матовых, а позднее и глянцевых. Лучшие образцы цветных открыток принадлежали, пожалуй, Московской типографии Гознака в 1966-1968 гг. и Московской типографии №2 в 1968-1970 гг.

У открыток Московской типографии №2 цветовая гамма обычно ближе к естественной, но выше зернистость изображения (тиражи 250000: Виктория Федорова 1968, Наталья Аринбасарова 1968, тираж 300000: Армен Джигарханян 1970).



У Московской типографии Гознака меньше зернистость, но цветовая палитра строилась на зелёно-оранжевом контрасте (тиражи 100000: Савелий Крамаров 1966, Анатолий Ромашин 1968, Наталья Фатеева 1968).



В 1970 г. типография Гознака, считаю, опозорилась вот таким Василием Ливановым с неприлично малиновыми губами (тираж 300000, а ведь Ливанов тогда ещё не был Холмсом!).
Но мы им всё простим за эротичное декольте Марианны Вертинской (1967, тираж 200000). И чтобы поддержать тему эротизма полюбуемся на Наталью Данилову, похожую на девушку, сфотографированную поутру проснувшись(Ленинградская типография №4, 1981 год, тираж 40000).



Эротические взлёты Бюро пропаганды советского киноискусства, конечно, тема увлекательная, но малоперспективная за малозначительностью материала. В открытке преобладал обычный студийный портрет: мужчины в галстуках, женщины с укладками, свет тщательно выставлен.
Однако первый лёд стаял довольно рано, и уже в 1965 году Всеволод Сафонов предстал в образе простого прохожего на набережной (Моск. тип. Гознака, тираж 200000). Портреты в жанре "мимолётный кадр в естественной обстановке" часто встречались и позднее, но абсолютное большинство из них откровенно постановочные, как углублённый в чтение Владислав Стржельчик (1979, тир. 300000) и застигнутая в стогу Гражина Байкштите (1980, тир. 200000).



Молодые звёзды середины 1960-х лучше всего выражали новое настроение киноискусства: естественность, мимолётность, диалог. Припорошённая снегом куртка Никиты Михалкова (1967, Укррекламфильм, тираж 100000), дерзкий взгляд Галины Польских вполоборота (не ранее 1965, 1-я типолитография ГУГМС, тираж 50000), перекур Александра Демьяненко (1967, Укррекламфильм, тираж 100000) задали тот идеал портретирования, который постепенно потеснил парадные портреты. Правда, совсем вытеснить не смог.



Чем ближе к 1980-м, тем хуже качество цветной печати. Вплоть до ярко-пунцовых щёк, а то и целиком пунцовых лиц. Не говоря уж о бросающейся в глаза зернистости.
За примером далеко ходить не будем: "Народная артистка РСФСР Людмила Гурченко", Ленинград, 1980, типография ЛПТО "Печатный Двор", тираж 200000. Без дутого патриотизма скажу: ленинградские открытки, в основном, пребывают в диапазоне качества от посредственного до удручающего.



Однако не Ленинград победил на чемпионате низкого качества советской цветной фотооткрытки. Первое место заняла типография славного города Минводы. Тиражами 400000 в олимпийском 1980 году предстали изуродованные Вайва Майнелите, Алексей Эйбоженко и Игорь Класс. Это не я плохо отсканировала, а они действительно ТАК выглядят на открытках. Уж не знаю, почему именно Минводы замкнули на себя общую тенденцию к росту тиражей и падению качества печати.



Но вернёмся в 1960-е. Когда всё шло так хорошо и замечательно, и Бюро пропаганды трудилось без устали, что же вдруг мы видим? Фотографии 9х6 см с подписями благопристойным шрифтом. Знакомый шрифт!



Уж не уменьшенные ли это фотокопии с открыток Бюро пропаганды? Гм, без выходных данных, сведений о тираже и цензорском разрешении... Ну а то фото Кадочникова, которое размером со спичечный коробок, - вообще, похоже, делалось Кадочниковым не для рекламных целей, а для нужд делопроизводства. На обороте карандашом надпись: Ленинградский ТЮЗ 1938-39 г. Ой, уж не тот ли это фан-арт 1930-х, которого так недостаёт началу моего поста?
Любуемся ли мы в данном случае на плоды трудов воротил теневого бизнеса или это что-то вполне легальное, невинное и государством сосчитанное... слово за историками материальной культуры.
Tags: 1950-1959, 1960-1969, 1970-1979, 1980-1989, архив, винтаж, открытки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments