Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Принц и нищий (СССР, 1972, реж. Вадим Гаузнер)

"Принц и нищий" спектакь телефильм странный и энергичный, как если бы сам Марк Твен увлёкся вульгарным марксизмом и принялся афористично обличать абстрактный хищный абсолютизм и столь же абстрактных бессовестных люмпенов.
В детстве я ничего этого не замечала, конечно, и принимала извороты советской пропаганды за литературный сюжет. Зато видела, какую большую долю внимания отвлекает на себя немилосердно кривляющийся предводитель шайки воришек в исполнении Олега Борисова, и как много в спектакле жестокого, злого, порочного и грязного в буквальном смысле.

03 & 02

Даже подмена принца на нищего, которая у Марка Твена представлена делом случая, в спектакле фильме В.Гаузнера - намеренный, невероятно жестокий акт личной мести ровесника ровеснику.

04

Зрелище построено на контрасте грубой, карикатурной, вульгарной псевдосоциальной критики и какого-то меланхолического представления об эмпиреях чувственности, к социальной критике отношения не имеющих.
У занятого в главной роли актёра Виктора Смирнова физиономия то весьма противная, то какая-то картинно-нездешняя.

05 & 06

Психологические портреты персонажей в советском фильме даны через действие. Очень удачный приём! Придворный интриган Сент-Джон куртуазен и хамоват одновременно (Анатолий Солоницын).

07

Принцесса своенравна и столь же склонна к интригам (Марина Неёлова)...

08

...и продвигаемый ею протеже-марионетка - закономерно безмозглый человек-усы-шнобель (Ролан Быков).

09

Но всё внимание не к ним, а к персонажу Олега Борисова. Едва войдя в кадр, он тут же достиг таких вершин гротеска, выше которых уже только самая дурная клоунада. Зная высочайший класс актёра, невозможно поверить, что он вот за просто так, от нечего делать подставился.

10 & 11

Но зачем грозный персонаж романа превращён спектаклем фильмом в квартального шоумена-затейника? Думаю, ёрническая клоунада нужна для того, чтобы эстетически уравновесить вульгарность надписи "для доносов".

01

Ящик для доносов на ограде королевской резиденции! Такого рода ультрабольшевистские приёмчики идеологической пропаганды изжили себя ещё в 1920-х, в киноагитках времён борьбы с неграмотностью. Но всё равно затянули искусство 30-х - 50-х в болото идеологической казёнщины, где все дворяне - угнетатели, офицеры - цепные псы режима, прислуга - стихийные атеисты, и т.п. Когда после пражской весны гайки снова затянули, вернуться в это болото казалось невозможным, но маленькие серые чиновнички пощады не знали, план по агитации и обличению следовало выполнять.
Как раз в таких фильмах и спектаклях, как "Принц и нищий", искуственно возрождённый атавизм подвергался нещаднейшей деструкции, буквально разносу по кирпичикам. Устаревшая форма выпячивалась, выставлялась напоказ именно как форма, набухший гнойник, напрашивающийся, когда же в него ткнут иголкой. Вот гримасы Олега Борисова и есть такая иголка. В мире, где могут существовать ящики для доносов, люди должны именно так себя вести. Они эстетически едины, эти гримасы и эти ящики. Если же кому-то неприятно, что артист корчит рожи, то почему бы не сказать себе, что врать людям про мифические ящики это дельце ещё похлеще, чем рожи корчить.
Наверное, так.
Tags: 1970-1979, историческое кино, экранизации, эстетический дендизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments