Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Добралась до "Фицкарральдо"

Вот. Началось. Посмотрела "Фицкарральдо" и...
ВЕРНЕР ХЕРЦОГ не угодил.
Зажралась:((
 

Ну, то есть, уже и самой ясно, мне скорее понравится более ранний фильм, о каком бы режиссёре речь не шла. Но казалось, "Фицкарральдо" - чисто хронологически самый что ни на есть "ранний зрелый", то бишь, самое оно. И - не сложилось.

И карлики начинают с малого. 1970. Смотрела год назад, с трудом, думала тоскливо "ну что за шняга, где конфликт?". Теперь, год спустя, помню хитрые личики карликов, помню торжественно спиленную пальму, помню какие девушки на каких журнальных картинках кому из карликов понравились... Фильм явно стоил затраченных душевных усилий. Вкупе в "Уродцами" Тода Браунинга (США, 1932) - сильный культурный и эмоциональный опыт.

Агирре - гнев божий. 1972. Агирре встал во главе отряда конкистадоров, сплавляющихся на плотах сквозь строй воинственных туземцев. Но нет туземцев, есть только джунгли и смерть, снова смерть и снова смерть... Мерило и эталон. Щенячий восторг с первого и до последнего кадра. Живые мёртвые в путешествии по реке мёртвых живых. Одинокий человечище посредине своего бунта - плюс камера, дотошная к деталям и одновременно близорукая. Всё, что сплавилось для меня в волшебное имя "Вернер Херцог" и дало отсвет на волшебное имя "Клаус Кински".

Каждый за себя, а Бог против всех. 1974. Такой настоящий херцеговский киноречитатив. Неторопливо, обстоятельно, по пунктам и по нервам. Для меня слишком ...сложно или просто? Я и книгу Вассермана дочитать не смогла. История Агирре, человека, который увлёк своей волей всех, оказалась ближе истории "маугли", не имеющего победительной воли, хотя имеющего своё мнение и логику. Видимо, это зрительская проблема гендерного плана - моей дамской сущности нервно истощённый хлюпик-ботаник менее обаятелен, чем злой крутой мужикСтыдно, малоинтеллектуально. а что поделать?.. Вот она, низменная природа восприятия, опять победила.

Стеклянное сердце. 1976. Копия попалась гиперпиратская - оцифровка с VHS жутчайшего качества; а фильм красивый, медитативный и явно требует только большого экрана. К тому же, опасаюсь всего, связанного с наркотиками, а тут явственно повеяло Алехандро Ходоровским ("Священная гора", 1973, тоже актёры в состоянии транса, правильно?). Словом, "Стеклянное сердце" - из невыстрелившего, но всё ещё заряженного.

Носферату - призрак ночи. 1979. Наверное, именно такое произведение можно назвать "мистерией стиля". Модерн-готика-фольк-панк. Инфернальный Клаус Кински, ломано-тонкая Изабель Аджани. Чистый антиголливуд и главная причина, почему я охладела к лентам наподобие "Дракулы Брэма Стокера", а ведь начинала именно с них.

Фицкарральдо. 1982. Банкрот Фицкарральдо хочет основать в джунглях настоящую оперу. Снова люди плывут в никуда по южноамериканской реке, снова им вставляет фитиль зажигает сердца полубезумный герой Клауса Кински. Все условия, чтобы повторился восторг от "Агирре"???
    
Ничего подобного. Женщины изгнаны с этого корабля. Индейцы внезапно покорны. Фицкарральдо - не самопровозглашённый полубог, а всего лишь бешеный, но вменяемый, авантюрист-меломан. И всё это - уже не пресловутые "маленькие различия", а большой крах моих скромных надежд. При всём своём противостоянии видимому миру, Фицкарральдо не тащит на плечах громаду мира внутреннего. Он, скорее, пытается манипулировать доверчивыми простаками, подсовывая им ложного бога - тенора Карузо. Но простаки дают богу иное имя и служат ему по старым обрядам. Это тот самый конфликт, который описал ещё, например, Пушкин в "Истории пугачёвского бунта" - так называемый "народ" естественным образом отторгает "плоды просвещения", потому что имеет свои собственные плоды из своих садов. В итоге, чудесное путешествие на двухпалубном прогулочном корабле через горы (!) обращается из победы гения над хаосом в причуду туриста-экстремала
.

Гризли. 2005. Этому документальному фильму я ранее посвятила отдельный пост.

Спасительный рассвет. 2007. Тоже есть отдельный пост, довольно бестолковый. Попозже переработаю.
 

 

Tags: 1970-1979, арт-кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments