Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Якубиско, "Лучше быть богатым..."

Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным = Lepšie byť bohatý a zdravý ako chudobný a chorý:Трагикомедия. Чехия-Словакия, 1993. Реж. Юрай Якубиско. В ролях: Деана Хорватова (Нона), Дагмар Вескрнова (Эстер), Юрай Кукура (Роберт), Лубомир Паулович (Вило Клинец), Вилма Ямницка (Маргита) и др. Продолжительность 108 мин.

Этот фильм мог бы быть хроникой первого года, прошедшего в Братиславе с момента бархатной революции.
Две новые подруги, журналистка-фотограф Нона и  содержанка местного кэгэбэшника Эстер, оказались предоставлены сами себе в мире, где моральные ценности выброшены из обихода ввиду их полной непрактичности.

Нет работы, нет денег, Нона беременна, Эстер - эффектная блондинка... и лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Две одинокие женщины выживают среди столь знакомой нам эйфории свободы и тотального нравственного коллапса.

По следам наисвежайшей памяти об умонастроениях, охвативших словацкое общество в канун распада ЧССР, Юрай Якубиско мог снять и острополитический памфлет, и авантюрную трагикомедию. Он постарался совместить одно с другим.

Похождения брюнетки и блондинки в джунглях дикого капитализма, где на каждого хищника находится хищник покрупнее или половчее, практически лишены налёта "чернушности". "Лучше быть богатым..." смотрится скорее авантюрной комедией с оттенком горькой иронии, чем обличительной социальной драмой. Две дамы очень быстро осваиваются, и вот уже основным источником их дохода оказались карманы брюк, стянутых с загулявших одиноких туристов, рискнувших "снять" сразу двух подружек. 

В то же время, фильм даёт широкую панораму дилемм, впервые решаемых деятельным поколением 30-40-летних в Словакии 1990 года.

Мимолётная сцена покупки автомата с полной обоймой у голосующих у обочины советских солдат - забавная дань комплексу "большого брата". Специально подчеркну - меня это порадовало - наши ребята (хоть на эти роли и не были взяты русскоязычные актёры) выглядели солидно, деловито, и товар продали довольно качественный. Видно, что уже в 1992-1993гг. Якубиско прозревал на самом Востоке Европы большое будущее:)).

Здесь очень внятно проговорена тема эмиграции и репатриации, решённая в ключе "где родился, там и пригодился". Ухаживающий за Ноной друг юности, скульптор-эмигрант Роберт, быстро теряет ауру успешности. Мужчина зрелого возраста, он так и не добился за рубежами родины сколько-нибудь заметных успехов. Много лет присылая Ноне подарки "из-за бугра", он творческой фантазией маскировал дешевизну своих сувениров - то пришлёт "воздух свободы" в консервной банке, то ещё какой-нибудь непрактичный креатив.
Сами Нона и Эстер, попав в Австрию, не замечают никаких отличий в способах разжиться деньгами по сравнению со Словакией. Они даже по пути домой через Прагу прихватывают с собой вьетнамца-нелегала, увеличив тем самым население Словакии на ещё одного безработного.

Проблемные точки чешско-словацких национальных отношений указаны в фильме безо всякой принуждённости. Политика сама вторгается в отношения героинь со второстепенными персонажами. Так, словачка-парикмахерша готова отказаться от оплаты своих услуг ради сладкой возможности крепко вмазать клиентке за то, что та не поддерживает словацкий национализм. "Почему нас никто в Европе не знает? - возмущается парикмахерша. - Всегда всё достаётся этим чехам!". В ярость парикмахершу привело замечание Ноны, что высокую оценку ещё надо сначала заслужить.

Не забыл Якубиско пройтись и по истинной ценности пламенного антикоммунизма, с помощью которого была расшатана ненавистная косная социалистическая система. Собственно, с развенчания этого мифа и начинается фильм, причём в очень бодром темпе. Я даже не успела испугаться, что сейчас начнётся какая-нибудь драма "в диалогах" о боли, вызванной памятью об ужасах коммунистического режима. Ужасов не случилось. Зато рвущийся к власти демократ-подпольщик "из котельной" Вильям Клинец - отец будущего ребёнка Ноны - очень быстро начинает выкрикивать шовинистические лозунги. Неприятие "коммунизма" оказывается ничем иным как точно таким же неприятием инакомыслия, за который упрекали коммунистов.

Могло ли словацкое общество найти опору в церкви? В сюжет введена старушка-монахиня Маргита (которая, впрочем, живёт не в монастыре, а в соседней с Эстер комнате, и не склонна осуждать молодёжь за маленькие грешки). Визит Маргиты даёт героиням ценную коммерческую идею - наштамповать на продажу побольше фотопортретов Эстер в образе Девы Марии. Впрочем, ни напускная святость, ни последующая серия "ню" не помогли Эстер сделать деньги на никому не нужном товаре.

Ретроспективой даны рассказы трёх женщин об их первом сексуальном опыте. Выяснилось, что сексапильная блондинка Эстер кроме своего ненаглядного женатого кагэбэшника Лацо не имела дела ни с одним мужчиной. Что смелая и решительная Нона свой первый опыт получила фактически в результате изнасилования, доверившись первой любви. Что в юности невинная монашка Маргита была изнасилована грязным мужланом на каком-то заводе, куда её послали социалистические власти (очевидно, в качестве трудового перевоспитания).

Именно эта история, о грехопадении Маргиты, стала для меня первым сигналом недоверия к внешне убедительному рассказу. С одной стороны, нападение кладовщика на "практикантку в монашеском одеянии" вполне укладывается в концепцию крушения духовных связей между церковью и "гущей народной", низами общества. С другой стороны, дополнительный персонаж, какой-то рабочий, сперва со смехом спросил девушку, не оприходовал ли её кладовщик по своему обыкновению, да и послал принести маленький винтик, что лично для неё привело к большим последствиям.

Представить себе мужской рабочий коллектив, где со смехом обсуждают знакомых дам, особенно если они, так сказать, многим знакомы тесно, - такое я вполне могу и ничего другого, собственно, от мужчин и не жду. Это нормальное проявление коллективной психологии.

Но чтобы пусть даже самый иронично настроенный пролетарий вот так запросто послал девятнадцатилетнюю девчонку в лапы к заведомому насильнику, да ещё такому зверообразному, лысоватому гиганту в меховой жилетке... Не верю. Если уж пролетарий такой гад - изнасиловал бы сам. Если не гад - сам бы за винтом сходил. Словом, в этой тёмной истории усматриваю психологическую неувязку.

Утихомирив свою совесть этой психологической неувязкой, я смогла спокойней взглянуть на отношения Ноны с предавшим её любовником Вильямом Клинцем. Нона требует, чтобы Вило на ней женился. Вило готов выхлопотать для неё денежную должность, лишь бы Нона сделала аборт и забыла о браке.
В принципе, мне, как социально ответственной личности, полагается заклеймить в пане Клинце ветреника и аморала. Но глядя как беременная Нона накачивается шампанским и курит цигарку за цигаркой, я не могу не признать за Вило определённой доли разумности. Хотя для младенца всё в целом кончится неплохо, таких матерей как Нона вовсе не хочется поощрять:((.

Такая неоднозначность главной героини не может не вызвать симпатии к сценаристу. Если добавить к нелицеприятным подробностям о Ноне чрезмерную эмоциональную восприимчивость Эстер к идее личного обогащения, приплюсовать полное моральное ничтожество Роберта и Вило, а также учесть неспособность добрячки Маргиты воспринимать реальность и оказывать помощь...
...то можно сделать вывод, что "Лучше быть богатым..." - фильм, который равен сам себе. Достойная работа достойного мастера, несколько сумбурная - вполне в духе времени.
Tags: 1990-1999, комедии, криминала будни нелегки
Subscribe

  • Об эмоциональных аспектах современной российской ютуб-журналистики

    Вступив в партию невключающих телевизор, рано или поздно примыкаешь и к партии смотрящих публицистический Ютуб. Когда собственные ютуб-каналы…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments