Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Wild at Heart / Дикие сердцем" (США, 1990, реж. Дэвид Линч)

Поздравьте меня все, на аджайском кинофронте одержана сокрушительная победа. Понадобилось посмотреть и отрецензировать фильм Дэвида Линча, а Дэвид и я с давних пор не любим друг друга настолько, что окажись он в моём обществе, сбежал бы в окно с любого этажа. В соседнее окно в это время вылезала бы я.
Что делает в таких случаях рецензент-праведник, избегающий уловок и рубящий суровую правду-матку с плеча? Он производит вброс словесного искусства на вентилятор общественных предубеждений, и ничего хорошего из этого не получается. Нет, это не наш метод.
Как некоторые аджайи умеют сочинять отзывы о фильмах таким образом, что в жизни не догадаетесь, какие фильмы им понравились, а какие нет, - об этом я поведаю как-нибудь при случае, в рубрике "мемуары". А сейчас про меня, Дэвида и Николаса.

Итак, сколько-то лет назад у меня не задалось с Дэвидом Линчем.
"Дюну" начала смотреть и бросила. "Синий бархат" осилила целиком, но через "не могу" и актриса Лора Дерн казалась ужасно некрасивой, деревянной и вообще мерзкой, а тайны сюжета не вызвали ни малейшего отклика. "Дикие сердцем" досмотрела до того эпизода на дискотеке (в ночном клубе?), когда Николас Кейдж якобы смог физически подавить юношу боксёрской комплекции (ха!) и заорал дурным голосом, что любит свою девочку. В девочках ходила снова Лора Дерн, и любовь к такой мымре я персонажу Кейджа простить не смогла, выключила плеер.
Если Николас и посчитал себя оскорблённым, то вида не подал.


Шли годы. Начался второй тур кинорулетки. Три фильма, срок десять дней.
Бодрым галопцем просвистели мимо уха такие необременительные в рецензировании пустяки, как "Рыбка по имени Ванда" и "Психо" и... - о да, мне выпали "Дикие сердцем" Линча.
Откуда-то из глубин условно-новаторской режиссуры смотрели усталые, мудрые глаза молодого Николаса Кейджа. Он видел, что впереди его не ждёт ничего хорошего и если даже "Дикие сердцем" не заставляют биться женские сердца, то лучше сделать харакири прямо сейчас.

Не парься, Ник, мы решим эту проблему.

Люблю метод Робинзона Крузо. На бумажке слева пишешь плохое, справа хорошее. Иногда помогает. Например: если Лору Дерн могли считать красоткой достойные мужчины, то и у меня всё ещё отличные шансы. Думаю, лет пять продержусь, а то и семь. В тональном креме все десять.


Нажала play, приготовилась страдать за искусство. Вот-вот Николас должен был начать вопить дурным голосом про девочку. Вас спасает аутотренинг? Мои нервы стальные канаты. Я живу на третьей планете от Солнца. Погода во Франции лучше, чем в Англии. Вода мокрая. Россия светское государство. Мои нервы стальные канаты...
Дэвид, как мог, помогал расслабиться самой зажатой из своих зрительниц.


От него мало что зависело. Скорее, дело решили Кэрол Рид, Жан Роллен, Дон Коскарелли, Престон Стёрджесс и Лина Вертмюллер. Но как и почему, расскажу отдельно, если не забуду.

Превью обещало кровавую вакханалию. Но фильм довольно мирный на самом деле. Из трёх убийств два квалифицировали как самооборону (одну с превышением), а все остальные членоповреждённые персонажи либо повредились не криминально, либо не до смерти.
В моём стиле было бы накатать пост в картинках на тему альтернативной реальности.
Например, так. Девица из приличной семьи Лула и безработный рецидивист Сейлор записались в партию курильщиков и тайком ото всех отбыли на конференцию борцов с ЗОЖ в пустыне Атакама, что расположена примерно в Чили. Но перепутали направление и заблудились в американской так называемой глубинке. Долгий, долгий, скучный трип по провинциальным хостелам... Лёгкие уже ни к чёрту, а всё ещё не удалось прочесть доклад от секции курильщиков-калифорнийцев.


Тонкость в том, что маменька Лулы, женщина порядочная (никогда не имела более одного любовника одновременно), возглавляла партию алкоголиков. И хотела видеть Лулу на своей конференции. Желательно в президиуме.


Известие о том, что единственная дочь неправильно политически ориентировалась и поддалась пропаганде никчемных курильщиков, расстроило гордую женщину, почтенную алкоголичку в седьмом поколении.


Кому, кому передать опыт спивавшихся предков, где у этой молодёжи светлые идеалы?! Курят и курят, курят и курят, спасу нет. Ничего святого.
На этом скриншоте СТРАШНОЕ. Николас закурил сразу две. Он только что узнал способ, как увеличить партию курильщиков, и решил отпраздновать.


Ну и так далее. Там много чего ещё можно было бы рассказать о том, как у алкоголиков случился принципиальный конфликт с курильщиками.

Но надо же посвятить пару строк духовному самосовершенствованию.
Девица Лула посредством вот такой нехитрой манипуляции


...открыла, что от того, чтобы стать копией мамаши, её (Лулу) отделяет только отсутствие бантика в волосах.


Мамаша с бантиком - вылитая кандидатка для ролевой игры "строгий учитель и маленькая школьница". Осспадя, в её-то годы успешно этим пользоваться!.. (В правом столбике вычеркнула десять лет в тональном креме, вписала двадцать лет в бантике)


Дочь без бантика - взрослая женщина.


Об этом фильме обычно рассуждают в категориях, запрограммированых словом wild в названии. Но я бы скорее назвала "Диких сердцем" фильмом о взрослении. Лула и Сейлор ничем принципиально не отличаются от своих противников. Такие же зацикленные на самих себе кривляки. За исключением того, что Лула и Сейлор смогли повзрослеть и стать не зацикленными и не кривляками, а десятки людей, доживших до морщин и шрамов, так и остались детьми, верящими во власть злых волшебниц. Моя версия - тема "Волшебника страны Оз" в фильме именно для этого.
Однако изничтожение ведьмы Бастинды ведром воды подано настолько прямо, что это даже неприлично. Поэтому, хотя надо бы ещё предложить версию, зачем в фильме такая масса многозначительных деталей и мешающих сюжету гэгов (стрип-шоу толстух, престарелый гостиничный персонал на костылях, улепётывающая с отстреленной кистью руки собака и т.д.), от попадания в эту ловушку предпочту уклониться. Скорее всего, Линч просто выпендривался, чтоб оживить действие. Ну, оживил, возражений не имею.


У меня в левом столбике болтаются не вычеркнутыми два вопроса. А без антитезы к ним как бы чего-то не хватает.
1) Все ли зрители понимают из кадра с текущей по трубочкам кровью, что героиня в 13 лет претерпела аборт? Допустим, я сразу догадалась. Но как связать это с предыдущим и последующим течением сюжета... вот вопрос. Видимо, это какая-то заявка на многогранность отношения Лулы к идее убийства и виду крови.
2) Я был шофёром у Сантоса! - Это шок для меня! Правильно ли я поняла, что быть шофёром у Сантоса - это означает быть одним из наёмных убийц?
Subscribe

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…