Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Десять шагов к востоку (Туркменфильм, 1960, реж. Хангельды Агаханов, Виктор Зак)

Из глубин средневековья пробрался в светлые советские Каракумы человек-скорпион, готовый ужалить.
Так посреди великих строек социализма поселилась пришлая, чуждая жажда кровной мести, без паспорта, без советского прошлого и без прав на существование.



Нелегально пересёкший советскую границу Мурад - эмигрант, отродье убитого басмача, носитель дремучего исламского фанатизма, деревенщина с мозолистыми руками.
Крохотная стайка капиталистических хищников готовится провести Мурада по пути в никуда, потому что это шпионский фильм и Мурадам закордонья сего предназначено становиться пешками в антисоветских шпионских играх.
Ничто не спасёт кровника Мурада от удара отцовским кинжалом ...или пешка окажется ферзём и сама решит исход партии?



Сюжет вкратце: КГБ перехватил радиосеанс из Каракумов. В развалинах заброшенной крепости Кум-Басан-Кала спрятано нечто, за чем явится гость из-за рубежа. (Перед нами пример классического макгаффина - некий ценный предмет, завладеть которым пытаются все знающие о нём персонажи, но что это за предмет, зритель так и не догадается). Шпиона спугнуть нельзя. И нет способа отменить археологическую экспедицию в Кум-Басан-Кала. Для археологов это поездка плановая и вообще последний шанс, ведь скоро эти неприветливые пески станут дном водохранилища. Западный агент велит Мураду устроиться разнорабочим в экспедицию. В нужный момент разнорабочий поможет вооружённым шпионам атаковать гуманитариев, беззащитных посреди пустыни...



Уважающий себя киноман не способен пройти мимо "Десяти шагов к востоку" хотя бы потому, что фильм снят оператором Германом Лавровым. Судя по фильмографии, Герман Николаевич то ли отличался непростым характером, то ли имел проблемы со здоровьем. В любом случае, фильмография оператора "Девяти дней одного года" и "Июльского дождя" непростительно коротка. Всегда хочется, чтоб из талантливого человека современники выжали побольше.
Дебютировал Г.Лавров на Мосфильме, и как его занесло на Туркменфильм - не очень понятно. Туркменам мосфильмовский новичок сделал кино клаустрофобное, хотя его действие происходит в бескрайней пустыне. Зрителю всё время кажется, будто его тычут носом в чужие животы, не увернуться, не отступить. Запрокинуты ракурсы откровенно пугают и подавляют.







К сожалению, оценить операторский замысел не так-то просто. Единственный имеющийся в сети VHS-rip, как водится, нечёткий и блёклый. К тому же сплюснутый в высоту, и возникающее искажение не добавляет комфорта восприятию. Два кургузых уродца на этом скриншоте на самом деле физически развиты вполне нормально, и она с ним заигрывает.



Оператор в свободном полёте. Повествование отрывистое, нелинейное. Монтаж сумбурный (и наверняка изуродованный цензурой, пардон, приёмочной комиссией). В общем, если вы пока ещё не видели образцов среднеазиатского поэтического кино, то вот вам подходящий случай. Поэтичнее некуда. Более того, фильм снят так, как снимали во времена расцвета первой волны поэтического реализма, т.е. как раннее звуковое кино - с оглядкой на монтаж немого варианта. Такое чувство, что в любой момент на экране могут появиться интертитры вместо озвученных реплик.
Словом, поэзия в каждом кадре ...даже если он нечёткий, блёклый и сплюснутый.











Над саундтреком фильма работали два композитора, один из которых - Микаэл Таривердиев. Такую пронзительную музыкальную тему ностальгии ещё поискать! Исламистами как ностальгирующими эмигрантами советское кино как-то пренебрегало, хотя много и охотно живописало православные муки разрыва с родиной в среде русской эмиграции. Хорошо, хотя бы фильм "Десять шагов к востоку" отдал заслуженную дань психологическим травмам детишек басмачей.

Что же всё-таки произошло в "Десяти шагах к востоку"?
Сценарий фильма явно правили равнодушными руками. Если вдуматься, сюжет довольно строен. Зная о готовящейся археологической экспедиции профессора Амана Пальванова, иностранный шпион спланировал хитрую операцию - назначить место раскопок местом передачи макгаффина, самих археологов убрать и объяснить произошедшее бурной деятельностью просочившегося из-за границы религиозного фанатика, считающего Пальванова убийцей своего отца. Должна признаться, в процессе просмотра фильма эта стройная многоходовка не казалась такой очевидной.
Размечтавшийся о красивой западной жизни русский уголовник (актёр Юрий Соковнин) поразил своей небывалой раскованностью и гибкостью морали.
Проваливший всю операцию русский чекист рефлексировал и нудился, пытаясь выставить себя главным героем.
Суровый и неулыбчивый Мурад передал эстафету загадочности, брутальности и самостоятельности мышления Саиду из "Белого солнца пустыни", охотнику за подлым Джавдетом.
Закончив съёмку в Туркмении, оператор Герман Лавров тут же вернулся на Мосфильм, где запечатлел Наталью Фатееву в короткометражной экранизации "Убить человека" В.Джумати по Джеку Лондону. Увы, рутрекер глух и нем и на крупные планы молодой Фатеевой в роли много возомнившей о себе буржуазки мне не удалось полюбоваться.
Subscribe

  • Текущее

    Если из примерно семидесяти лично знакомых человек в апреле-мае заболели только трое, но именно пневмонией, а не пяточной грыжей или иным почтенным…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Дичаю. Врубила сериал "Альф".

    "Да брось эти занавески, туши меня!" "Этот вопрос на голосование не ставится. - Позовите репортёров, демократия умерла." Как же хочется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments