Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Не такой, как другие (Германия, 1919, реж. Рихард Освальд)

Самый первый в мире художественно-игровой фильм, весь целиком посвящённый теме общественных гонений на тонко чувствующих гомосексуалистов.
Фильм сохранился не целиком, но отсутствующие эпизоды восполнены интертитрами. Проведшие реставрацию деятели мюнхенского киномузея (Мюнхен?! столица того самого, да?) ничего не скрыли - единственная в мире уцелевшая копия сохранилась в СССР. Спасибо советскому кинопрокату.

Сюжет вкратце: Увлечённый гением скрипача Пауля, юный Курт хочет научиться у Пауля тонкостям владения инструментом. Пауль, в свою очередь, позволил себе увлечься хорошеньким мальчиком, но отношения их остались платоническими. Истина о Пауле в голову Курта не приходила, но всё же юноша однажды осознал, что в поисках старшего друга-наставника чуть не поддался гибельному очарованию потенциального монстра (актёр Конрад Фейдт при желании мог бы Голлума почти без грима сыграть).



Мальчик в ужасе бежит. Ничего такого не имевший в виду Пауль тоскует над фотографией любимого ученика. В общем, было у них или не было, но теперь Паулю грозит судебное преследование по 175 статье, предписывающей уголовную ответственность за гомосексуализм. Судьба Пауля в руках шантажиста; именно эта подлая тварь растоптала цветы невинности в чувствительной душе Курта, открыто назвав его мальчиком-проститутом. Гадость какая! Мальчик ещё девственник, на скрипочке пиликает, а пред ним уже такие перспективы очерчены. Убила бы этого шантажиста своими руками, чесслово.



Фильм весь целиком сосредоточен на кардинальном вопросе бытия: равна ли гомосексуальность порочности? Нет, заявляет Рихард Освальд, ни фига не равна. Смотрите, персонаж Пауль не выносит женских прикосновений, но разве он позволил себе хоть что-то лишнее с Куртом? Целомудрие и блудливость равно присущи всем полам, и третьему полу тоже. Не всякий извращенец станет разменивать себя на низкие страсти и скакать из койки в койку, аки блоха. Хотя бывают и такие, разумеется. Но ведь кого-то настигает такая Всепожирающая Лю, какая иным гетеросексуалам и во сне не приснится, пусть лопнут от зависти.
(Замечу в скобочках, в "Себастьяне" Дерека Джармена главгероя, прошедшего путь блохи при дворе развратного Диоклетиана, внезапно настигла Всепожирающая Лю богохульство сказать к кому, и Себастьян отверг пылкую страсть весьма годного блондина. Вот до чего людей доводит гордыня, а гомосексуальность тут вообще ни при чём.)
(Ещё в скобочках замечу, что в "Законе желания" Педро Альмодовара очарованный силой искусства юноша в исполнении Антонио Бандераса тоже явился к наставнику. Но поскольку никакая 175 статья современному испанцу не грозит, мальчик потребовал секса прямо здесь и сейчас. Можно сказать, духовно изнасиловал перепуганного деятеля искусств. Антонио Бандерас, он в старинные годы и не такое мог!)

То есть состав преступления, как ни крути, в деле Пауля отсутствует. Ну дышал он на мальчика нежно, так на мальчиков все нежно дышат, чего на них ядовитой слюной-то капать, они пока ещё маленькие, смешные.
Фактически, Пауль подвергается общественному остракизму лишь за то, что остаётся холостяком. Вот тут-то мы и добрались до корня проблемы. Я целиком на стороне общества, знаете ли! Какая это подлость, какая низость, какое двуличие - отказываться от брака с достойной девушкой, которая и детей тебе нарожает от лучших производителей, и создаст в доме уютный хаос и непрерывный шумовой фон, и обойдётся почти недорого, всего лишь полный рабочий день круглую неделю!
А если серьёзно, за Пауля переживаешь не по-детски. И ведь ладно бы какой-нибудь урод с такой рожей, что ему прямая дорога не в гетеросексуалы, а в зоофилы. А то сам великий Конрад Фейдт, по которому в "Руках Орлака" родная жена крупной дрожью трепетала и мы ей верили, как никому другому!





Фильм 1919 года очень трогательный, к финалу пропагандистски-убедительный. Но не слишком достоверен, то бишь манипулятивен. В частности, невинного мальчика на руки влюбчивому скрипачу сдали какого-то уж больно взрослого; разве ж такие переростки учатся музыке? Ну и доказательная база для шантажа смотрится какой-то совсем уж эфемерной. Чем можно было шантажировать учителя, обсуждавшего с учеником вопросы скрипичной техники?
Вот если бы мальчик оказался хотя бы года на три помоложе, и с учителем у него таки БЫЛО, тогда фильм смотрелся бы ещё круче.
Tags: 1910-1919, гомоэротический дискурс, мелодрамы, немецкое кино
Subscribe

  • Хоррор, но вообще-то комедия

    "Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех…

  • В копилку контекстов "Музыкальной истории" (1940)

    Оперная карьера застенчивого таксиста Пети Говоркова началась в блестящей любительской постановке "Евгения Онегина" силами их таксопарка. Каковая…

  • В копилку несбывшегося

    Ранее сообщалось о случаях опробывания и дальнейшего игнорирования отечественным масскультом таких отраслесозидающих явлений, как комикс, сексуальные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Хоррор, но вообще-то комедия

    "Весна" Григория Александрова (1947), что называется, культовая комедия. Впервые за много лет пересмотрела. Ох, думаю, слишком пугающее во всех…

  • В копилку контекстов "Музыкальной истории" (1940)

    Оперная карьера застенчивого таксиста Пети Говоркова началась в блестящей любительской постановке "Евгения Онегина" силами их таксопарка. Каковая…

  • В копилку несбывшегося

    Ранее сообщалось о случаях опробывания и дальнейшего игнорирования отечественным масскультом таких отраслесозидающих явлений, как комикс, сексуальные…