Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Безумцы Титиката / Titicut Follies (США, 1967, реж. Фредерик Вайсман)

Фильм документальный либо псевдодокументальный, - мне без разницы. Впрочем, в строгую документальность не поверила.
Съёмки велись в психиатрическом заведении строгого режима для больных, совершивших уголовные преступления.
"Безумцы Титиката" довольно беспорядочно составлены из кратких кинозарисовок и пространных монологов. Персонажи - пациенты и персонал, которые якобы ведут себя "как обычно" и не обращают внимание на съёмочную группу, разве что как на дополнительную аудиторию для монологов в никуда. В результате нет никаких намёков на взаимное общение с оператором и режиссёром, разве что любопытные взгляды в камеру выдают актёрский непрофессионализм.

На первый взгляд, самым интересным в таком кино должно быть предлагаемое шоу уродов. Особо не обольщайтесь. Колоритные уродцы, обиженные природой, не являлись предметом холодного любопытства Фредерика Вайсмана. Он больше показывал сидельцев как социальные единицы и даже как социальных мыслителей.

Вот этот парень, выглядящий скорее притягательным, чем опасным, изнасиловал ребёнка. Одиннадцати лет. Собственного.
Осознаёт вину, несколько смущён, речь не пышная, но и не сбивчивая, старается не глядеть в камеру.



Затрудняюсь сказать, что натворил этот инвалид с вывернутой кистью правой руки и ненормально разросшейся костью нижней челюсти. Фильма нет на Рутрекере, поэтому скачала из другого места без перевода, а англоязычное кино без перевода для меня почти что немое. Не суть. Когда уродец слегка повернул голову, стало видно, что он мог и должен был родиться довольно красивым идальго и сниматься в голливудских фильмах в ролях горячих латинских любовников. А родился уродом и провёл всё детство и юность, обороняясь от издевательств и насмешек. Тут кто угодно озвереет.
Монолога у него нет, только намеренное действие - согнал конкурента с любимого места на скамейке у окна, да кинул один выразительный взгляд мимо камеры.



Зато вот этот деятель в кепке вещал безостановочно, не переводя дыхание. О чём, ему виднее.



Главное, что бросается в глаза, - тесный физический контакт между психами и персоналом заведения. Психологи, охранники, медбратья, директор, - все они совершенно свободно снуют среди толп сумасшедших и не боятся поворачиваться спиной к убийцам и насильникам. На скриншоте кадр из сцены шмона. Охранник в рубашке и галстуке даже не прислушивается к десятку голых психов позади. Ничего общего с теми представлениями о заведениях строгого режима, которые я почерпнула из авторитетных образцов жанрового кино. Кто-то меня обманул, и не факт, что соврали "Безумцы Титиката".



Поражает также соотношение серьёзного и легкомысленного во взгляде любого психа на мир. Повторюсь, фильм состоит в основном из монологов, и это в основном монологи психов. Психи не делятся планами выйти на волю и познакомиться с румяной школьницей, или ограбить магазин игрушек, или стать продавцами мороженого. Ничего подобного. Психи удручающе серьёзны и поглощены раздумьями о высоком. Их монологи щедро пересыпаны словами God, Bless и тому подобной высокодуховной лексикой. Они всё время воюют с миром за то, чтобы мир одумался, отрёкся от своих грехов и стал лучше, чище, шире, глубже, трава зеленее, а вода мокрее.

Вернуть психов к реальности, как-то заставить их контактировать с миром таким, какой он есть, администрация заведения пытается посредством художественной самодеятельности. Собрали небольшой вокальный коллектив, всучили в руки помпоны, нарядили в картонные колпачки с плюмажами и услали на сцену петь весёлую песенку "Безумцы Титиката". Только самый молодой из вокалистов счастливо улыбался, радуясь вниманию публики. Ещё два вокалиста демонстрировали эмоции в диапазоне от ужаса до обречённого смирения. Во втором ряду выступали вокалисты-негры. В неярком клубном освещении их эмоции я, конечно, уловить не смогла, да и лица за чужими колпачками особо не разглядеть. Но когда негр улыбается, это же видно по белым зубам, правильно? Ну вот, ни единой улыбки.
Психи не приемлют низкие жанры, всякое это кабаре и ля-ля. Какой урок для всех нас! Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.



Спасибо за внимание.
(Уходит, напевая "Безумцы Титиката")
Tags: 1960-1969, документальное кино, сша кино 1960-х
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments