Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Of Unknown Origin - ОСТОРОЖНО, СО СПОЙЛЕРАМИ

"Мышиная охота / Mousehunt" Гора Вербински (США, 1997) и "Неизвестная тварь / Of Unknown Origin" Джорджа Паноса Косматоса (Канада-США, 1983) - диаметральные противоположности в раскрытии одной темы. В доме завелась мышь/крыса, хозяева объявляют зверьку войну, при этом сами калечатся и дом раскалампуцивают, лишь бы нежеланного питомца выставить вон, желательно дохленьким.
Вербински снял гротескную комедию, построенную как война интеллектов. Люди и мышь мерялись университетами, пока не договорились о взаимном признании дипломов.
Фильм Косматоса не терпит никакой игривости, там всё по гамбургскому счёту. Жена с сынишкой укатили в гости к родственникам, и яппи остался один на хозяйстве. Ан нет, не один - в доме завелась крыса. В миленьком двухэтажном домике с башенками, который своими руками отремонтирован и по которому ещё кредит выплачивать и выплачивать. А на работе в это время замаячил карьерный рост и нужно всецело отдаться делам фирмы. Как же, отдашься тут, когда незваная тварь точит зубки обо все провода и шланги, какие найдёт, прогрызла пакеты с мукой, да и вообще раздражает.



Одна-единственная дикая, свирепая крыса способна довести интеллигентного человека до состояния, близкого к белой горячке, это факт. Как минимум, заставит бояться спать в собственной кровати, и нашего яппи ждёт хроническая бессонница. Стиральная машина выведена крысой из строя, поэтому насчёт свежего белья некуда обратиться. Любой продукт может оказаться подъеден крысой снизу, пока ты надкусываешь сверху. Ад, просто ад в отдельно взятой единице городского коммунального хозяйства.



Накал борьбы нарастал постепенно, но неуклонно. Крыса демонизировалась, мягкие розовые лапки во весь экран сменились зловещими синими отсветами на месте глазок. Потому что крыса - это адский посланец бога нонконформизма, и явилась она напомнить человеку, кто он есть на самом деле.



Яппи тем временем деградировал до исходного состояния. Ведь он только снаружи яппи, а внутри таился былой великовозрастный оболтус, курящий травку. Таким оболтусам всё до фени, кроме святости личного пространства. Личное пространство главгероя уже несколько лет как задавлено гонкой за внешними признаками яппи-успешности, отделкой семейного гнезда и демонстрированием папочке жены, что его красавица-дочь сделала правильный выбор.
Обнажение конфликта произошло масштабно и без прикрас. Бывший укурок день за днём, год за годом изображал человека в футляре, но всегда знал, что альтернатива футляру реально существует. Надо ли доказывать, человек в футляре сам себе противен, если не дурак. Как же чертовски приятно высунуться наружу из душного футляра, взять в руки самодельную палицу и грозно сверкнуть на неё очками.



Когда главгерой громил собственный дом, режиссёр и оператор даже не пытались имитировать видимость погони за крысой. Конечно, пускать в кадр макетик крысы на верёвочке было бы смешно, но монтаж мог бы куда более убедительно создать видимость жёсткой связи между появлением зверька и последующим ударом палицы в это место. Монтаж мог бы, но зачем? Озверевший яппи лупил изо всех сил не по крысе, а по символам своего рабства - вазочкам, фоторамочкам и милым пустячкам; ну а торжествующая крыса исполняла ритуальный танец где-то вокруг эпицентра бесчинств. Ура, яппи восстал, её миссия исполнена и можно возвращаться обратно к богу нонконформизма за новым заданием. Увы, она не знала, с кем связалась. Человек, который смог подняться от укурка до кандидата в директора департамента, - такой человек если и вернётся к расслабленной жизни, то по собственному решению, а не потому, что какой-то отвергнутый им божок прислал самого адского из своих посланцев, аж размером с кошку.



Бог нонконформизма ошибся, делая ставку на селф-мейд-парня. Селф-мейд-парень взял палицу и одним ударом соединил себя внешнего с собой внутренним, яппи с укурком. Теперь он яппи-крысобой, и фиг поймёшь, чем это закончится для вернувшихся в разорённое гнездо жены и сынишки....
Кто они такие, эти яппи, откуда взялись? Никакого "Американского психопата" в 1983 году ещё не существовало. Но неожиданностью он уж точно не стал.
Tags: 1980-1989, зоохорроры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments