Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Спасительный рассвет / Rescue Dawn (США, 2006, реж. Вернер Херцог)

События фильма предваряет безумной красоты заставка: лётчик бомбардировщика видит, как средь зелёно-голубых пейзажей Лаоса расцветают огромные оранжевые и белые цветы-салюты из огня и дыма. Эдакая бездушно-прекрасная военная цветомузыка.

В дальнейшем, происходят ли события на фоне корабельного металла или лаосских полей, джунглей и скал, цветовая гамма будет выстраиваться и выдерживаться Херцогом с такой же тщательностью. В одной из сцен невольно пришли на ум знаменитые (крашенные в синий цвет) скалы из киношедевра "Тени забытых предков" С.Параджанова.

Итак, влюблённый в небо - и только в небо - американский военный лётчик Дитер, 1960-е годы, бомбардировки вьетконговских лагерей на вьетнамско-лаосской границе, плен, общество собратьев по несчастью - антагонистов Дуэйна и Джина, бегство и возвращение к полётам. Основано на реальных событиях.
К сожалению, личного культурного багажа не хватает, чтоб самой распознать поэтическую цитату в условном переводе "Медленно бродят лунатики, и мёртвые тоже". Эти строки вспомнились пленному американскому лётчику после перенесённых пыток, и вспомнятся зрителю, когда его погибший друг станет жаловаться на мёрзнущие ноги. И, кстати, почему первый удар мотыгой получил именно Дуэйн, более жалкий и слабый? Не потому ли, что его волосы были светлее и явнее обличали в нём ненавистного американца?
И зачем на куртке Джина была надпись "Quo vadis" ("Камо грядеши")? Был ли Дитер тем, кого ждал Джин, но кого не хотел слушать?

Обязательно надо упомянуть "Тайные приключения Тома Тамба" Дейва Бортвика - в связи с поеданием "живого протеина" прямо в кадре. Казалось бы, гадость одинаковая, а смысловая нагрузка совершенно разная. Да, и вряд ли теперь Кристиана Бейла возьмут сниматься в эротической сцене.

В рамках тематического направления - американские/европейские военные в джунглях - в наибольшей степени "Спасительный рассвет" перекликается с "Охотником на оленей" Майкла Чимино, благодаря пунктиром показанным взаимоотношениям с охранниками и сочными мазками очерченным взаимоотношениям внутри группы пленных.

В чём-то фильм повторяет то, что зритель уже видел даже в лентах "мэйнстримного" направления. Это бесконечный дождь в индийских джунглях в "Александре" (но македонские воины смотрелись не такими печальными мокрыми уличными котами, как херцеговские герои). Это безнадёжный поход в конечную неизвестность, предпринятый хоббитами Фродо и Сэмом - в непонятном направлении, в обход, таясь от местных обитателей.

Из "невыстрелившего" - собачка в лагере для военнопленных, которая, конечно же, должна была затявкать или как-то иначе помешать во время побега... и никем не отнятое золотое кольцо на левой руке Дитера. С учётом инвесторско-продюсерского вмешательства в сценарий - спишу на коммерческую редакцию некоммерческого шедевра.

Из тончайшей киноматерии, какую редко где увидишь, особенно я оценила тот момент, когда Дуэйн возле заброшенной в джунглях лачуги бормочет, что охранники вот-вот придут, и соцветия травы, только что казавшиеся такими мирными и жизнеутверждающими, вдруг на долю секунды обращаются в указующие персты. Так тонко и достоверно передать нервное истощение и физическое ощущение страха... низкий поклон режиссёру.

Из специально нетонкого - последний девиз. "Опустошите то, что наполнено, наполните то, что пустое, чешите там, где хочется!" Словом, опорожняйтесь, ешьте и чешитесь, где свербит. Благодаря этой отсылке к раблезианской идее попрания физиологической стыдливости, фильм перестал быть антивоенным. Всё-таки Херцог остаётся верен своей главной теме - бесконечно движущийся человек как связующий центр живой, неживой и духовной материй, и война здесь только одна из множества творимых этим странным существом реальностей.
Tags: 2000-2009, военное кино, психологический психологизм, сша кино 2000-х
Subscribe

  • "Василию за услуги"

    13 января 1901 г. петербургский Кружок любителей художественного чтения и музыки арендовал зал и устроил платное шоу. Понятия не имею, как там…

  • Желательна помощь зала

    Историк искусств из меня примерно такой же, как и из любой другой библиотечной крысы. Кроме того, нам, библиотечным крысам, ГОСТы вообще не велят…

  • Улов одного рабочего дня

    Сейчас уроню культурный престиж Отечества. Причём виновной себя не сочту, потому что престиж уронили без моей помощи ещё в 1922 году. Казалось бы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments