Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Лесные фиалки (Эстония, 1980, реж. Кальё Кийск)

Фильм на Рутрекере (с субтитрами) в таком ужасающем качестве, что уважающим себя эстонцам пора задуматься о харакири. Национальный позор, господа! Даю вам пару лет на исправление ошибок, а потом проверю. Готовьтесь. А то сейчас, сами видите, какой беспредельный ужас на крыльях ночи вместо красивого кино.
Скриншот в его максимально возможном размере:



1947 год. В эстонских лесах и болотах отсиживаются вооружённые лесовики. НКВД уже вычислило, где их землянка, и готово накрыть парней одной гранатой, но почему-то хочет взять живыми. Дескать, посидят годик - и на свободу с чистой совестью.
Именно так, по крайней мере, разъяснил ситуацию оперативник НКВД, который и затеял всё последующее. Шикарный актёр с непередаваемо наглой мордой, вызывающей искреннюю симпатию.



Лесному националистическому подполью подсунули фальшивую группу закордонных диверсантов, как бы подарок от буржуазного эстонского правительства. Операция по внедрению фальшивых диверсантов прошла гладко, так что с главарём лесовиков удалось достичь необходимой степени интимной доверительности.



Но тут, как назло, к своим пробились настоящие диверсанты. Получилась неловкая ситуация. Или вот эти четыре мужика из НКВД, или вот эти пять мужиков из НКВД.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай.



По правде говоря, главарю лесовиков легче было расстрелять всех гостей скопом, не проводя следствие.
Смеркалось. Накрапывало. Ситуация становилась всё напряжённее.




В какой-то момент всё происходящее стало зависеть не от политических убеждений и личных счётов, а от личной симпатии и антипатии. Вот за такие-то моменты истины я и люблю странные советские фильмы. Рано или поздно, в любом из них затихает гул и Гамлет выходит на подмостки.



Да, миф о терпимости советской власти к вооружённым националистам звучит донельзя фальшиво, согласна. Вплетя этот неудобоваримый реверанс цензуре, в остальном Кальё Кийск действовал по своему усмотрению. Получилась психологическая драма, намертво спаянная с боевиком.
Вы, может, люди опытные, всего навидались, а я впервые вижу, чтоб момент атаки, прыжка, удара так тщательно продумывался персонажем прямо в кадре. И если уж бьют, то сразу по горлу и насмерть. Ближе к финалу случилась именно такая рукопашная, какие мне в кино нравятся. Имею в виду, крупность планов, ракурсы, монтаж, степень детализации насилия - ровно такие, чтоб завораживало и не отталкивало.



Даже низкое качество убитого рипа позволяет оценить, как Кальё Кийск играет с пейзажем. Из ниоткуда вдруг возникает какая-нибудь яркая метафора. Легко и непринуждённо бытовое оборачивается экзистенциальным.
В общем, да здравствует свободная Эстония! Главное, по лесам лишний раз не шляться. Вдруг они там до сих пор сидят.









Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments