Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

По ту сторону волков (4 серии, Россия, 2002, реж. Владимир Хотиненко)

Март 1946 года. Разорённый войной маленький железнодорожный узел в западной части РСФСР. Примерно так, наверное, выглядел Гжатск, когда школьнику Юрке Гагарину исполнилось лет двенадцать.
Прибыл демобилизованный фронтовой разведчик. Уже не юн, ещё не зрел, улыбчив и круглолиц.

a1c19ee7a63af7557ad6236011420de1

Прибыл он на место участкового. Интересное место, между прочим. В городке уж с полгода орудует жуткий оборотень-убийца.
Предыдущего участкового как раз оборотень... того... этого... порвал, в общем, горло когтистой лапой.

9ed8e75049cd75a25bd0e35e51c41829

Так, может, просто кто-то заточкой пырнул бедолагу Василия Степановича? Нет, сказал врач, это уж точно не следы заточки. Горло разорвано с нечеловеческой силой. Но только отстаньте с вашим дурацким оборотнем. Для властей куда страшнее банда Сеньки Косого.
Светила полная луна.

260022e33befab448c7f496326673cf0

Доказывать, что оборотней не существует, - то немногое за пределами вульгарного марксизма, где интеллектуалам ещё разрешалась проявлять инициативу и изобретательность. Так что местная интеллигенция в лице врача ступила на путь встречи с неведомым, подняв забрало...

da640aa455b7900e178ce8d83b024189

...и в основном, полагаясь на трофейную книгу Зигмунда Фрейда о тайнах подсознания. А так же прочитав волкофобские байки старорежимных фольклористов под названием "Народные обряды" якобы тысяча восемьсот какого-то года. (Слабо верится, что в районной библиотеке, пусть даже и не сожжённой в войну, могла бы храниться литература столь сомнительной тематики и написанная не советским автором, но сценаристы пошли на такую вольность. Книга, по всем приметам, сценаристами и выдумана)

d673f89cb1539ac0f084d0b6002a72a1

Допустим, волкофобские байки все читали, а вот кто такой Зигмунд Фрейд?! Сливки исполнительной власти мрачнели от самой идеи сумерек сознания. А также далеки были от гётевских идеалов каждый день ходить на бой за счастьем-свободой. И то, и другое одинаково страшно и опасно, когда ты не супермен. Хоть персонаж Александра Балуева и не тыловая крыса, а фронтового пороху не нюхал обоснованно, по причине давней инвалидности. Балуев, обычно предстающий в образах мужчин брутального плана, здесь тонок, лиричен, трепетен и нежен, как крыло бабочки. Чем отлично передал такое явление, как повальная интимизация и закрытость личных переживаний в среде управленцев опорного, среднего звена. Формально служа советской власти как цепные псы, эти люди стали принципиально далеки от какого-либо созидания, от личной инициативы. Попробуй посозидай, когда чуть что и на нары. Меж тем, время послевоенное, надо срочно отстраиваться, засевать, производить и крутиться. И похоже, начать надо с обновления кадров. Трепетным здесь не место.

75a1122a6cfc606390f9d556724b0809

Сливки карательной власти, наоборот, твёрдой рукой направляли линии сюжета. Им всем было одинаково важно продемонстрировать кипучую деятельность. И наш круглолицый герой туда же. Хотя участковый, конечно, не сливки карательной власти, но кадровый резерв идеальный. Точно знает своё место в вертикали, а горизонталь курощает пуще всякого оборотня.

df949dc3d938ef00ffa2c04777126f6d

Население наблюдало за следственными действиями с некоторым обалдением, но и с интересом. Всё ж таки участковый взялся извести не что-то большое и безличное - безнадёгу, чиновничий произвол, кремлёвские интриги и вообще всю эту советскую власть, - а простого понятного оборотня, убивающего по ночам людей возле конезавода.

b49759351b5056fe63787bf2c0543bcc

Светила полная луна.

06acb0e8dc706f379cacb96ef8d12373

Чтобы отыскать след, участковый с головой окунулся в круговерть местной духовной жизни. Дискотеку вот посетил.

5d1470bb0927ac7e9c93cc3402392026

Да, не так-то легко найти контакт с местными, когда все они отмечены чёрными метками. Кто из штрафбата еле-еле живым вернулся, кто на оккупированной территории не пойми чем занимался, кто конокрад, кто вовсе бандит, а кто по-мелкому уголь на растопку тырит, потому что иначе не выжить в 1946 году в удавке железнодорожного узла.
Все стали чужими советской власти, все подряд. Побеждённый враг оставил после себя зону тотального сумрака. Да ещё и населил её непривычными в здешних краях существами.

5835a2ba75deb21478f9b6f389d96886

5711d88fc3a8ac448429ea01a4f2f16c

Светила полная луна.

ec5481fa93b5e4938d9e314b548f7b40

Но март вступал в свою силу. К волчьему вою вот-вот грозил примешаться кошачий ор, и манила красным платком молодая полковничья жена. Красный платок, а ещё пальто модельное старое, а ещё манеры такие - сытых времён манеры. Довоенная женщина, вся как есть довоенная.

a08c7e09c330eda2cd308cfc9accb54e

Пока участковый, кровь с молоком, проникал пронзительным взором сквозь хитросплетения реальных убийств и нереальных сплетен про оборотня...

44a89cdeffaf8ac7e74d9399cf1198b7

...подсознание его тонуло в эротических грёзах о чужой жене. Которая, между прочим, не только дождалась мужа из штрафбата, но и безработным инвалидом не бросила.

5275430e8912777377da9156985bd662

Хорошенькое дельце - фронтовик намерен совратить жену другого фронтовика! Может, это одна только мечта мужская об идеальной женщине? Мол, она другому отдана и будет век ему верна, дай-ка я проверю.

2202ca51a86d2495d56bc0b6149999b4

Светила полная луна.
Эх, да какая разница, хлебнёт ли полковничиха бабьего счастья в медвежьих объятьях бывшего разведчика.
Главное, что вообще в принципе случается с людьми при таком полярном разделении сфер личного и общественного, какого достигла советская идеологическая машина. Личное пространство подлежало вытравлению калёным железом. В свою очередь, оборона личного пространства, оставаясь естественной реакцией, приняла патологические формы.
Вот эта патологичность изначально естественного, по-моему, блестяще передана сценарием. Как соединить пространство патологий с пространством естественности, показать их двуединую природу? Вместо того, чтобы погрязнуть в детализации коллизий из мира коридоров власти и уголовного быта, авторы создали прихотливый микс из форм и содержаний личных внутриполитических интрижек и надличной волчье-оборотнической мистики, тонко выдержав мистическую составляющую до самого финала.

d4ad7be5e230f3a8368d2301b464b234

И в сколь бы реалистичную форму ни был облечён финал, он всё равно плоть от плоти суеверий, психологических рефлексий и прочих тонких материй. Именно в этой плоскости заложены те возможности, которые заставляют зрителей сожалеть об отсутствии продолжения истории. Видно же, что всё только начинается.
Герой Галкина, молодой здоровый самец, по-волчьи бьётся за место вожака среди местной стаи. То есть участковый как бы принимает меры к тому, чтоб вернуть группу гопников к законопочитанию, а на самом деле сколачивает из них личную свору. Ему уже удалось добиться однонаправленности интересов собственных подчинённых и криминализированного контингента.

8df8975803c6fd062f79e80c59f9bee6

Практически, это персонаж, воплотивший собою все внутренние и внешние стороны хомо советикуса, удивительнейшего существа. Хомо советикус и Юрку Гагарина в космос усилием воли запустил, и доносы на соседей строчил, и всякие стройки в тайге строил, и фигу в кармане держал, и спивался, и Пастернака не читал, но много думал, и по фене ботал, и отличался внешне монолитным однообразием. Муравей, мечтавший о волчьей свободе и дисциплине.

Аплодирую стоя, честное слово. Избавить Хотиненко от сериального формата с "крюками" для рекламных пауз, а рутрекеровский рип от омерзительных следов телерекламы, и перед нами, возможно, один из самых грамотно выстроенных российских фильмов 2000-х. Тема волчьей политики пронизала все пласты, все уровни сюжета. Сюжетная линия личного терроризма, личной агрессивности связана с извращённым, болезненным отождествлением себя с таким искренним существом, каким является настоящий дикий волк. Линия государственного террора складывается из актов сознательного выстраивания личных и профессиональных отношений по волчьей иерархии. Обе линии изящно соединены в образе участкового, но он при этом всё равно остаётся "парнем из народа".
С начальником участкового всё ясно - это карикатурный Акела, который больше всего боится промахнуться, поэтому прыгает на добычу только наверняка. Из-за этого прыжок стал важнее добычи.
А вот семья репрессированного полковника - нищие, раздавленные бытом, но всё равно гордые и сильные люди, пара. В истории о том, как ломало людей разделение на внутреннего и внешнего "я", ветеран штрафбата и его жена не герои, а наблюдатели, т.е. это не их история. Волчьего в них ничего нет... кроме разве что волчьей манеры никогда не гадить возле собственного логова.
Отличный сценарий, есть место и крайностям, и нормальностям.

А за советскую власть-то кто борется?! А никто вообще не борется за советскую власть. Точка поставлена не после многократно обыгранного классического "с волками жить - по волчьи выть", а после логичного и понятного вопроса - зачем жить с волками, когда можно поискать другое жильё. И это не эскапизм, а естественная брезгливость царя природы к тем, кто пребывает в животном состоянии.
Хорошее кино, сотканное из мистики и реализма, на тему болезненной, но такой необходимой победы личного над общественным. Причём ничего хорошего такая победа людям не даёт, потому что дело всё равно не в пестовании крайностей индивидуализма.
Не первый раз вижу, как художественные, драматургические приёмы оказались даже больше и интереснее неординарного сюжета, но впервые поняла, что такое случается и в современном отечественном развлекательном кинематографе.
Tags: 2000-2009, оборотни в кино, российское кино, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments