Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"На крыльях славы" (1990, реж. О.Воточек) и загробный мир

Эх, чем смотреть по своей программе, принялась смотреть по чужому выбору. Но так ничего пока, не самые худшие варианты - "Болеро" Брабеца, "Реконструкция" Боэ, "Тайна острова Бэк-Кап" Земана, "Аминь" Коста-Гавраса, "Шестиструнный самурай"... Теперь вот - "На крыльях славы".

На крыльях славы = Wings of Fame. Нидерланды, 1990. Реж. Отакар Воточек (Otakar Votoček). В ролях: Питер О'Тул, Колин Ферт, Мари Трентиньян.
Страница фильма на imdb

Если кто-то в благородных научных целях займётся сравнением Ада-Рая и загробного воздаяния в "Нет вестей от Бога" Агустина Диас Янеса (Испания-Франция, 2002) и "Неуместном человеке" Йенса Льена (Норвегия, 2006), то будет истинным провалом забыть о "На крыльях славы" Воточека.

По сравнению с шедеврами 2000-х (шедевры - субъективно, не спорю), фильм 1990 года не так изыскан стилистически, не так "атмосферен". Да и рассмотренная в нём тема намного уже.
Зато эволюция проблемы налицо.

1990, "На крыльях славы". Суета сует, тщета гламура. Забвение настигает даже достойных памяти, а уж недостойным не стоило и суетиться ради собственного возвеличивания. Чувствуется злорадство и ехидство. Мы-то, конечно, не такие! Мы не рабы славы, рабы не мы.

2002, "Нет вестей от Бога". Хочется чистого и светлого, а со всех сторон подступает грязное и порочное. Нарастает чувство тревоги. Мы не рабы, и не рабы не мы, но не мы рабы. Что-то не так! логика не нарушена, а смысл всё равно теряется.

2006, "Неуместный человек". Страхи, комплексы и заботы офисного планктона подвергнуты беспощадной вивисекции. Становится грустно. Мы не рабы... а кто тогда рабы?

От фильма к фильму меняется образ мёртвого главного героя - в сторону измельчания, упрощения и даже примитивизации. Если в 1990 году в Рай/Ад угодили актёр старой школы и непризнанный писатель, то в 2002 году свои загробные проблемы решают неудачливая певичка и мафиози средней руки, а в 2006 году - и вовсе бесталанное ничтожество из низшей касты "белых воротничков". И от фильма к фильму, увы, всё тоньше и тоньше становится грань между выдуманным киногероем и реальным кинозрителем.

Если прибавить к этому смысловому ряду "Орфея" Кокто (Франция, 1949) - прорыв человеческого жадного духа за границы жизни и смерти - то бросится в глаза и десакрализация в современном кино некогда интимно-святой сферы ожидания личной смерти.

 

Tags: 1990-1999, мистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments