Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Тбилисская газета "Арлекин" 1920 года

Летопись русского кинематографа за рубежом, 1919-1924 гг., составленная Рашитом Янгировым (1954-2008), свободно доступна в виде pdf
Почитать один из его источников можно вот по этой кликабельной ссылке на яндекс-диск Там должно открыться фото заметки "Художественники на экране" (Арлекин", 1920, № 5, стр.10), где рассказано, как "Икарус-фильм" заключил оптом договор со всей труппой МХТ. Меня, собственно, в этой истории интересует, имел ли отношение к договору актёр Григорий Хмара, который потом в польском фильме "Сильный человек" снялся. А то я во мхатовских делах путаюсь.

Недавно упоминала, что хроника новостей из Советской России в 1920 году выглядела как хроника надежд на позитив. Знаете, меня это всё ещё волнует. В школе обкормили словом "эмигрант", в кино и книжках "эмигрант" первой волны приравнивался к "шпиону", "диверсанту" и "антисоветчику", причём в густой ауре "ностальжи". Ну и всё в таком духе. И вот мне уже почти сорок лет, а я впервые в жизни задумалась, что так называемые эмигранты первой волны - это в большинстве своём обычные беженцы с глазами, полными ужаса. И кто бежал недостаточно быстро, того ужас взаправду настигал. А так вообще они все домой хотели, просто домой. Жуткое дело.
Поэтому для примера один листик из "Арлекина" № 8 - страница 9 и страница 10. Интересно, если бы каждый из нас был таким вот голодным беженцем с полутора чемоданишками бельишка и зубного порошка, какие мы бы выводы сделали из таких новостей. За революционную пьесу на девятой странице 6000 рублей дают, а за плакат к трёхлетию революции - аж 50000. Уверена, меня бы гонорар за плакат воодушевил. Намалевала бы, ей-богу намалевала, хотя бы на третью премию.

Тем временем, мировой кинематограф как отрасль переживал нелёгкие времена. Большевики всё никуда не девались, а сил терпеть никаких уже не было. "Европейская киноиндустрия очень сильно ощущает отсутствие русского рынка. Производство картин в Европе и Америке в значительной мере рассчитывало на Россию, откуда до революции поступали огромные требования. Выход России из числа великих держав и общее расстройство самым катастрофическим образом отразились на мировой кинематографической промышленности" (Арлекин, 1920, № 25, стр.9). Буржуины изнеженные, никак им без скифов не обойтись. Что у нас тут, мёдом мазано... небось, даже "Хоббит" суперкассу не сделает. Товарищи и господа, подайте на домики для бездомных поросят! помогите буржуинам сделать кассу на "Хоббите"! А то они опять распереживаются, а нам очередной минус в карму.

Декабрьский номер "Арлекина" (он, правда, уже переименовался в "Театр", № 47) рекламировал колоссальную кинодраму в пяти больших актах "Клуб самоубийц", первый раз в Тифлисе, прямо из Лондона. Надо ли говорить, что такая неумейка, как я, так и не смогла найти, что же это за фильм... Не то чтобы оно мне было надо. Но из Лондона в Тифлис в 1920 году, это как-то впечатляет.

На Кино-театр.ру сказано, что не сохранился снятый в Тифлисе русский фильм с волнующим названием "Раба ты, женщина, когда ты любишь, и царствуешь, когда любима ты". Правда, название начинает волновать гораздо меньше, когда прекращаешь царствовать понимаешь, что к мужчинам оно тоже применимо. В "Арлекине" (№12, стр.9) появилась кратенькая рецензия. Похоже, фильм никому не понравился.
Tags: 1920-1929, архив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments