Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Неделя ужасов, довольно ужасная: два Бавы и Хитилова

Топор для новобрачной. Италия-Испания, 1970. Реж., соавтор сценария и оператор Марио Бава.
Рассказ о сексуальном маньяке вёл сам маньяк - тридцатилетний холёный красавчик. Во всём чувствовалась рука автора "Шести женщин для убийцы". Словом, вечер обещал незабываемые впечатления, и тут... Лицензионное чмо за 420 рублей (!) подло зависло примерно на 10-й минуте. Чтоб им всем жить на одну зарплату, кто всучивает гнилой товар трудящимся девушкам!:( Маньяк-импотент как раз начал развлекаться с любимым манекеном!..

Операция "Страх" (Убей, крошка... убей!). Италия, 1966. Реж. и сценарист Марио Бава. Помощник режиссёра: Ламберто Бава.
Минусы издания "Викинг Видеофильм" и "Монолит-Рекордс": нереставрированный звук оригинала и гнусавое бормотание русского переводчика. Эти минусы не могли испортить впечатление от безусловно выдающихся зрелищных достоинств "Операции "Страх". Других достоинств, впрочем, мне обнаружить не удалось. Более бестолкового готического ужастика я, кажется, ещё не видела. В какой-то провинциальной глухомани буйствует эпидемия кровавых суицидов среди местной молодёжи, что является местью привидения за некое событие двадцатилетней давности. То есть гибнут потомки участников события? а где же тогда рассуждения о грехах отцов? и почему почти никто не пытается мигрировать в соседнюю деревню? Дальше - больше. Выясняется, что давным-давно во время сельского праздника группа пьяных всадников напала на восьмилетнюю девочку, и та умерла от потери крови. То есть не копытами затоптали? не ножами закололи? неужели изнасиловали?! ничего себе, провинциальные нравы... ничего себе, сиди и догадывайся, что имелось в виду... Ну, а финальный аккорд - оказывается, местная ведьма не мешала привидению шалить, пока привидение не трогало любовника ведьмы... а как насчёт гражданской сознательности ведьмы? или хотя бы природного духа противоречия, соперничества с потусторонней нечистью? такой вот пакт о ненападении. И всё это алогичное творится не в воспалённом сознании сумасшедшего, как в "Кабинете доктора Калигари" (да, я в курсе, что "воспалённое сознание" придумали продюсеры, но опыт кинопросмотров учит меня чуть больше доверять продюсерам), а в ясном рассудке сценариста-режиссёра. Объяснения, которые ничего не объясняют... даже прыгающий белый мячик, процитированный во всем известных фильмах, не дал утешения. Почти такое же чувство разочарования вызвал "А теперь не смотри" Роуга, когда я поняла, что мне не дано понять смысл финала. Но всё-таки Марио Бава огорчил много больше; психологическая мотивация в данном случае не его конёк.

Лезвие в ночи. Италия, 1983. Реж. Ламберто Бава.
На этот раз мне не повезло - диск завис только на 85-й минуте. Да, жизнь бывает очень несправедлива. 85 минут этой бодяги, и желание смотреть триллеры отбито раз и навсегда, а я ещё почти и не начинала! Нечто наподобие "Фотоувеличения" Антониони - преступления есть (мы видим жертв и процесс убийства), а уверенности в том, что они состоялись, у главного героя и садовника нет, потому что находясь в пятидесяти метрах от визжащих и брыкающихся крепких телом девок, они ничего не слышат и лужи крови не обнаруживают. Так то Антониони, уж снял так снял. А то папин сын Ламберто Бава. Может он человек хороший, благотворитель или донор, но фильм у него получился совершенно дурацкий. Сплошь крутые бабские разборки среди не умеющих хоть что-либо заметить мужчин. Руки убийцы в маникюре с красным лаком, ноги с толстыми щиколотками - в туфлях-лодочках. Наверное, убийца - трансвестит, завидующий женщинам. Правда, уже в первые полчаса фильма мне это стало совершенно всё равно. Да хоть инопланетянин, лишь бы не так тоскливо результата дожидаться.

Турбаза "Волчья". ЧССР, 1985. Реж. Вера Хитилова.
Поизучав чужие отзывы, вижу, что в целом совпала с толпой. Действительно, финал кажется довольно фальшивым и не вытекает из предыдущего действия. Действительно, фильм по всем признакам подростковый, но и по всем признакам - авторское кино со злым социальным даже не подтекстом, а текстом, проговариваемым главными злодеями. Наверное, стоит отдельно подчеркнуть, что "подростковым" этот фильм можно назвать со специальной оговоркой - он не имеет ничего общего с американскими заштампованными аналогами. Это настоящее живое кино, в котором действие развивается не столько в диалогах, сколько в подсмотренных камерой мелочах. Жаль, я не видела "Турбазу" во времена её премьеры, пошла бы намного лучше.
Tags: 1960-1969, 1970-1979, 1980-1989, хорроры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments