?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Интересное интервью
На сайте Иноекино.ру размещено интервью Валерия Бондаренко, одного из руководителей самарского киноклуба "Ракурс". Он рассуждает о принципиальной особенности отечественной рефлексии, влияющей на оценку любой кинопродукции:
"Я хотел бы сказать о вещах принципиальных. Знаете, в XIX веке один рецензент написал едкий фельетон про картину Эдуарда Мане: «Художник не понимает ничего. Более беспомощной, жалкой, бессмысленной картины представить себе просто невозможно». Подпись – Федор Достоевский. Или вот Толстой пишет художнику Николаю Ге: «Вы бы картину, что ли, написали о пьянстве». А Крамской с Репиным сожалели о том, что Франция впала в деградацию: «Их интересует свет и воздух». «Это ужасно, это не наш путь», – пишет Крамской. А Репин отвечает: «Да, наш путь – это путь содержания, исторического смысла. Это путь обнажения язв жизни, путь восстания». Российская культура с изобразительностью не дружила никогда. И, по моему глубочайшему убеждению, не дружит до сих пор. Свет и воздух – что может быть важнее в жизни? Райнер Рильке, великий немецкий поэт, хорошо знавший русскую жизнь, писал: «У русских вообще нет созерцательности. Они совершенно не понимают красоты созерцания. Они когда начинают на что-то смотреть, им тут же надо вмешаться». Мы предпочитаем сюжет созерцанию. Свет, воздух не имеют никакого значения, не для того существует живопись. Поэтому картины «про пьянство» для нас важнее".

Кажется, это и называется "научной парадигмой". Я вот тоже с трудом настраиваюсь на "свет и воздух", не вижу их в упор. Только меня не "пьянство" беспокоит, а "кризис общения". Век-то на дворе XXI.

Tags: ,

5 comments or Leave a comment
Comments
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: November 3rd, 2008 08:29 pm (UTC) (Link)

Известное дело...

Именно это мне всегда было крайне похабно в моей родной и любимой русской культуре.
Частное проявление неспособности русских воспринимать "свет и воздух" - уёб...щная русская архитектура и абсолютная неспособность русских осознать сие положение вещей. Всю жизнь меня это мучило почти физически - как заноза под ногтем.
adzhaya From: adzhaya Date: November 3rd, 2008 08:52 pm (UTC) (Link)

Re: Известное дело...

В принципе, коль я приучена отвергать всё то завлекательное, что считаю безнравственным, это неплохой навык.
И если настала стадия самокопания (если настала), то лет через пятьдесят-сто?..
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: November 4th, 2008 07:44 am (UTC) (Link)

"Дело", пьеса Сухово-Кобылина

Нет, это плохой навык. Это ведёт к самоупоению и восторгу перед самим собой.
Это достаточно пдлохо на уровне одного человека, но совсем никуда не годится на уровне культуры целого народа, целого языка. Такой путь вёл в тупик на протяжении всего XIX века, а в конце ХХ века завершился культурным коллапсом.
Если в позапрошлом веке из-за относительной включённости России в Европу хотя бы высшие слои могли как-то рефлексировать по поводу себя, сравнивать себя с "другим" и развивать культуру (дохленько, слабенько, но всё же), то в ХХ веке рефлексия и самокопание (и раньше-то приправленные самовосхищением) окончательно сменились радостным онанированием на своё отражение в зеркале.

Сейчас нет ни малейших предпосылок возрождения русской культуры, так как в рамках культуры нет ни малейших признаков самокритики.
adzhaya From: adzhaya Date: November 4th, 2008 09:05 am (UTC) (Link)

Как-то так

>Сейчас нет ни малейших предпосылок возрождения русской культуры, так как в рамках культуры нет ни малейших признаков самокритики.

А Вы-то кто? Лунянин? :) Но в целом, да, "золотой век" нам не светит.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: November 4th, 2008 09:16 am (UTC) (Link)

Re: Как-то так

Прорывы частных лиц никак не влиют на общую картину. И в XIX веке были, например, альтернативные прорывы в несостоявшуюся русскую культуру - например, А.К.Толстой, Н.Лесков... И что изменила критическая и созидательная деятельность этих мощнейших культуртрегеров? При всей грандиозной талантливости и неотразимой убедительности они остались маргиналами в русской культуре, их никто не стал слушать, зато к унизительному (на мой взгляд) самоцеловавнию хитрого Достоевского приникали миллионы.

Так что и моя скромная деятельность, как русского, интеллектуала и худодника, и мой взгляд на вещи в целом накак не повлияют на состояние дел.
5 comments or Leave a comment