Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Соловей-Утёнок

ОСТОРОЖНО, ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ!
"Автоколонна / Convoy" Сэма Пекинпа (1978) прошла в советском прокате где-то в серединке 1980-х. С тех пор фильм оставался памятен мне как беззаботная комедия о приключениях романтика с большой дороги по прозвищу Резиновый Утёнок и его банды коллег. С новаторским по тем советским временам розыгрышем на тему якобы голой женщины, но и только. Освежила давние впечатления, и мнение резко поменялось.
В титрах гордо красуется "Based on the Song", искомая Song за кадром сообщает, что дальнобойщики - последние ковбои Америки, а значит всё вместе как бы переосмысление жанра вестерн.
Очередное переосмысление жанра вестерн, не первое и не последнее, но жанр тихо помер, и что тут осмыслять. Такая же графомания, как у всех прочих осмыслятелей.
Дальнобойщик по прозвищу Резиновый Утёнок периодически проездом пользовался взаимностью у чужой жены. Муж чужой жены, по совместительству местный шериф, от безнадёги слегка превысил полномочия, чтоб дальнобойщики стали объезжать его владения стороной. Дальнобойщики возмутились, потому что ничего не желали знать о человеческой стороне конфликта, а только видели самоуправство пузатого старикана-шерифа.
Да честно говоря, и просто желание отстоять для товарища доступ к чужой жене можно понять. Хотя вряд ли это повод раз за разом устраивать акции неповиновения властям, гонять на многотонных машинах туда-сюда почём зря, въезжать в жилые кварталы, наносить ущёрб городскому хозяйству, пользоваться обожанием толпы и стать медиа-звёздами.
Куда несёшься ты, птица-автоколонна, дай ответ?.. Не даёт ответа. В итоге - в Мексику. Многострадальная страна; во всех американских фильмах всё безнравственное отребье с трупами в биографии обязательно пытается эмигрировать в Мексику. Все свои там, что ли.
Ни разу за весь фильм не прозвучало "парни, за нами гоняется вся полиция двух штатов потому, что я прелюбодействую с женой шерифа". Очень благородно не трепать всуе имя честной женщины. Но подвести под конфликт дальнобойщиков (и дальнобойщиц!) с полицией какую-либо иную платформу не так-то легко. Журналисты, пиарившие конфликт, предполагали в дальнобойщиках протестные настроения по поводу ограничения скорости до 55 км/час (миль/час?), но сами дальнобойщики больше мычали, чем связно формулировали. Получилось классическое "я дерусь потому, что я дерусь", причём для обеих сторон.
Уж конечно я была полностью на стороне полиции. Потому что не дерусь, зато хорошо помню, как в "Кладбище домашних животных" инфернальный грузовик сбил насмерть ребёнка и умчался вдаль. За каких-то десять лет в кино США дальнобойщики из симпатяг-коллективистов, любовно воспетых Пекинпа, превратились в маньяков-одиночек, настигающих мирных американцев прямо у их жилищ.
Не любите ли вы рычание моторов под своими окнами так, как не люблю его я, живя на пересечении двух магистралей?

Абсолют пространств, стихия свободы. И прочие бла-бла-бла. Красиво, прям поэзия.
Но почему дальнобойщики на протяжении всего фильма с лёгкостью необыкновенной меняют маршруты следования и что такое они перевозят, если это нигде не ждут?
Пекинпа, возможно, имел в виду шофёров-трудяг с мозолистыми руками, отстаивающих своё честное имя перед лицом злых гадких копов. Но получилась сказка про день непослушания бездельников-прогульщиков, чьи гигантские машины служат средством для увеселительных поездок.
Стоит ли удивляться, что дамочка Мелисса из гоночного авто согласилась пересесть в кабину грузовика.







Да и что отказываться от поездки в грузовике с мужчиной, близким к идеалам куртуазности? Тем более, раскрывшаяся тайна его интрижки с женой шерифа дала Мелиссе стимул к честному спортивному состязанию на скорость укладывания мужика в койку. Засекаем.

Резиновый Утёнок анфас.



Резиновый Утёнок в профиль.



Да, такой без боя не сдастся, знает себе цену.

Вот и муж-рогоносец, осерчамши. А ты не женись на молодой, старый дурак.
Кстати, в советском дубляже шерифа озвучил Армен Джигарханян.





Драка трёх дальнобойщиков с тремя полисменами в придорожной столовке переросла в драку десятка дальнобойщиков со всё теми же тремя полисменами.
Полисмены держались на пять баллов, но Пекинпа не позволил им завоевать симпатии зрителей. Один из людей в форме сразу заехал в челюсть негритянке-дальнобойщице. Мужчина, ударивший женщину, так же мерзок, как плесневый мандарин. Нечестные приёмчики, мистер Пекинпа!
Драка поставлена скучновато, красивых скриншотов насобирать не удалось. Вот, два всего.





Дальнобойщики в пути переговариваются по рации. Услышав на общей волне, что несколько машин удирают от пытающихся арестовать их полицейских, прочие мужики поблизости воодушевились и присоединились к убегающим. Так началось победное продвижение всё возрастающей автоколонны.
а) До эры интернета люди уже организовывали стихийные флэшмобы.
б) Продолжилась моя любимая тема веника и прутиков. Фиг арестуешь водилу, когда с ним ещё пятьдесят-сто-двести таких же водил.





Автоколонну, прорвавшуюся из Аризоны в Нью-Мексико, приветствовали местные жители. Журналист-пиарщик губернатора немедленно попытался включить акцию Резинового Утёнка в губернаторскую избирательную кампанию.
Резиновый Утёнок нутром почуял, что вот здесь-то старый добрый вестерн и сдох, следствием чего стали тоска, беспокойство и поиск повода слинять от сподвижников в пампасы.





Но как быть, если без Резинового Утёнка пиар усохнет на корню? Ведь больше глаз положить решительно не на кого. Мужики слишком похожи на своих железных коней. Мало изящества и много потрёпанности.
Мне вот прям как-то даже жаль молодую жену шерифа. Цвела розочка напрасно.







С недавним российским "Соловьём-разбойником" наш сабж роднит участие армии в финальной битве.
Ни одно военное не пострадало.
По-моему, охлобыстинский фильм то ли честнее, то ли последовательнее.



Tags: 1970-1979, вестерны, погоня, сша кино 1970-х
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments