Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Тень сомнения / Shadow of a Doubt (США, 1943, реж. Альфред Хичкок)

Погостить в семью сестры прибыл дамский любимчик дядюшка Чарли. Ещё не стар, пока не женат, - старшая племянница сама не понимает, что её щенячий восторг перед родственником ни что иное, как девичья влюблённость в импозантного красавчика с картинки модного журнала.



Дядя из всей семьи тоже особо выделяет племянницу, но не за красоту и ум, о каковых судить пока рано, а за приятную его глазу энергию юности.



Приходит парень помоложе, поскромнее, попроще, зато не родственник и в него можно влюбиться открыто, - и девушка сломлена такой конкуренцией. Её первый настоящий кавалер оказался полицейским сыщиком, который охотится на серийного убийцу, а улики он ищет на великолепного дядюшку Чарли.
Дядюшка подозревается в растлении пылких пожилых вдовушек с последующим убийством с целью наживы.
Виновен дядя Чарли или не виновен, преданной племяннице пора повзрослеть и найти в себе силы разочароваться в кумире детства.



Да, две её любови неравноценны. Противостояние плохо сидящего дешёвого пиджака и безупречно сшитого по фигуре дорогого пиджака, - такое противостояние должно закончиться естественным образом. Либо девушка дальше пиджака никогда не заглянет, либо мысленно снимет, и тогда...





Нельзя прикрываться пиджаком всю жизнь. Однажды всё равно выдашь то, что заслонил блестящим покроем, и тут уж тебе скидок не будет.
Вот он всё такой же самодовольный, такой же самоуверенный, но девочка видит не лощёного джентльмена в модном прикиде, а пустые звериные глаза.



Более того, к финалу, когда между встревоженной племянницей и дядюшкой-оборотнем началась холодная война, предательские заломы на спине обозначили, что уже и пиджаки не способны скрыть гнилую суть своего хозяина. У него не осталось пространства для маневров - то, что снаружи, сравнялось с тем, что внутри.



В то же время делаемый оператором акцент на мешковатом пиджаке и жалком галстуке конкурента довольно быстро уступил место вглядыванию в лицо. Не стану утверждать, что одобрила выбор актёра, но по сценарию именно это лицо вызвало доверие в девушке, влюблённой в другого мужчину.



Разумеется, на одних пиджаках построить процесс вдумывания юной девушки в суть своей тяги к тому или иному мужчине было бы затруднительно. Чем ярко отличаются фильмы Хичкока, так это чёткой расстановкой акцентов и залпами тяжёлой артиллерии там, где иные режиссёры жеманились и деликатничали. Речь маньяка о ненависти к своим жертвам - любо-дорого послушать, да и женское бессознательное играет всеми красками.
Должна заметить, когда Хичкок не снимал фильм напрямую о женском бессознательном, как "Марни", его методы отлично работали.

Фишка "Тени сомнения" - подлинная ментальная связь между дядей и племянницей. Они чувствуют друг друга, настраиваются на волну.



Когда девчонка ощутила глубинные дядины трансляции, ей стали сперва чудиться образы из полной глумления над тупыми тётками "Весёлой вдовы" [в постановке Эрнста Любича?], а потом передалась и дядина мизантропия.
Вот только, в отличие от маньяка, неспособного сублимировать собственную агрессию во что-то позитивное, добродетельная девушка классического воспитания силой воли сублимировала агрессию в неприязнь конкретно к маньяку. Всем бы нам так научиться, насколько легче стало б жить.



Впрочем, просмотру мешал чудовищный дубляж, где только "взрослые" партии разыгрывались актёрами хорошей школы, а молодёжь, особенно главная героиня, озвучивалась бесталанными актёришками по рупь ведро, как из телесериалов. Извините, если я задела чьи-то чувства.
Tags: 1940-1949, женская готика, женское бессознательное, криминала будни нелегки, маньяки в кино
Subscribe

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Социологическое

    Интересно, найдёт ли кто-нибудь способ узнать, есть ли корреляция между приязнью к зомби-фильмам и ковид-диссидентством. И если корреляция есть, то…

  • Безусатый нянь, или Праздник послушания

    Маленькие чудовища / Little Monsters (Великобритания-Австралия-США, 2019, реж. и сценарист Эйб Форсайт) Группа детсадовцев на автобусе прибыла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments