Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Легенда о ледяном сердце (СССР, 1957, реж. Эльдар Шенгелая, Алексей Сахаров)



Превью с Кинопоиска: "По киргизской народной сказке, перенесенной в современность. Актриса, певица и танцовщица Айнакан не способна любить из-за холодного сердца. С помощью волшебника влюбленный в нее экскаваторщик Мээркан растапливает ее сердце звуками свирели-чоора. Алчный директор театра сжигает свирель, но юноша жаром своей любви снова растапливает сердце девушки".



Один из фильмов-маркеров, по которым можно отслеживать хронику советского бессознательного.
В волшебной советской реальности не существует материальных трудностей, нет даже зависимости от трудового графика. Понадобилось - в любой момент свалил за дальние горы, за глубокие озёра и вовсю решаешь вопросы личной жизни, своей и чужой.



Рафинированных горожанок пролетариям поставляют прямо в пыльные поля.



Отчего пролетарии в страшном возбуждении немедленно начинают перетаскивать с место на место пенопластовые рояли. Радостные такие.



Эротическая символика в виде палочек и цветочков скромна и целомудренна. Здесь вам не там.



Хотя, между прочим, женские эротические спазмы в момент вожделения включены в фабулу как нечто существенное для продвижения смыслов.



Впрочем, коварный продюсер, задумавший жениться на прибыльной вокалистке, никаких спазмов от неё не ждёт. Брак - дело денежное и престижное, нафиг физиологию.



Неожиданный политический подкоп: на премьеру новой киргизской оперы не явился ни один представитель Союза композиторов. Ещё бы, оперы национальных самородков такие, что вся публика дружно засыпает прямо в креслах, к полному обалдению припозднившихся меломанов.



За всеми этими безобразиями наблюдает старец-волшебник, которому доподлинно известно нечто странное: происходящее сегодня уже происходило ранее - т.е. при, страшно сказать, феодальной и даже первобытно-общинной формации.
Вот так-то, кругом уже почти развитой социализм, а разницы никакой не наступило. Можно сказать, в этом главный итог "Легенды о ледяном сердце". Мрачная средневековая сказка-легенда о пассионарном Зле легла на советские реалии точно, без малейших изменений.



Для Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова это дебютный фильм. Дальше они снимут "Снежную сказку", ещё один фильм о пассионарности Зла и вялой податливости Добра.
Tags: 1950-1959, гностическое рядом, киргизское кино, советская правда
Subscribe

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Сад (Россия, 2008, реж. и сценарист Сергей Овчаров)

    Всё располагало. Ранний русский кинематограф специализировался на экранизациях литературных произведений с печальным финалом. Тем не менее, до…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Сад (Россия, 2008, реж. и сценарист Сергей Овчаров)

    Всё располагало. Ранний русский кинематограф специализировался на экранизациях литературных произведений с печальным финалом. Тем не менее, до…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…