Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

А чего нас, покойников, бояться?.. - или "The Child" (США, 1977, реж. Роберт Восканян)



С формальной точки зрения, это жанровый фильм. Приехала девушка в глухомань поработать нянькой при сиротке-тинейджерке да к холостому хозяйскому сыну присмотреться. Вокруг дома чертовщина творится, нервные соседи, кладбище, а по седому небу суетливо плывут рваные облака. Содержание данного кинопроизведения исчерпывается тегом Evil Child, но на IMDb поставлены ещё теги Zombie, Shotgun и Telekinesis.
Боже упаси вас возлагать надежды на так называемый сюжет. Он здесь не сюжет, а фабула. Поэтому никаких сюрпризов не ждите, ведь фабула жанрового фильма меняется только в случае идейно-технической революции. Ну а сюжет фильма не нашёл и сам режиссёр Восканян, хотя очень старался. Так, придётся мне ему помочь. Роберт, ты снял женский любовный роман, недоготический и без эротической напряжённости.
Стоит ли наблюдать за вялым шевелением классической фабулы? Удовольствие от "The Child", маленькое и извращённое, получит продвинутый киноман, отсмотревший километры высоких и низких образцов кинематографической культуры и бескультурья. Потому что данный шедевр напыщенной ничтожности познаётся только в сравнении.
Это такая же сновидческо-аллегорическая мистика, как чешская "Валерия и неделя чудес" 1970 года. На этом сходство с "Валерией" заканчивается. Хотя, вру. Одну яркую аллегорию я всё-таки из "The Child" вычленила. Героиня сразу положила глаз на старшего брата своей воспитанницы, но парень бесстрастен, как зомби, в эротическом сновидении внезапно ассоциируется с мёртвой материей (зомби), а в финальной битве со всамделишними зомби неожиданно отбрасывает топор и убивает зомби вручную тем же способом, каким зомби убивали живых. В общем, девицу тянет к зомби-парням, хотя она их и побаивается. К чему эта аллегория, мне не уразуметь.
Вообще же фильм начался с взаправдашнего ужаса. Барышня шла себе по лесу, никого не трогала, и вдруг обнаружила чучело рыси, обляпанное оранжевой краской.



Представляете? Девушке не на что купить себе шубку, иначе зачем бы она работала, а по лесу какой-то гад разбрасывает испорченный мех. Кошмар... Фильм обещал быть инфернальным, это я сразу поняла.
Восканян как чувствовал, подбросил в кадр намёки на изыск. Вот, пожалуйста, убедитесь. В домике сельской бабушки ни одного продавленного дивана. А через кладбище от неё соседский домик вообще с витражами.
Ишь как выпендривается провинциальная буржуазия! При такой высокой культуре быта в глухих местах может случиться всё что угодно.



Восканян как чувствовал, принял меры. Теперь понятно, почему у персонажей начались неприятности. Приехала из города самоуверенная охотница за женихами, считающая себя гуманисткой и вообще лапочкой, привнесла в местную красоту уродство. Во-первых, привнесла ржавую консервную банку, окрашенную под автомобиль, во-вторых, собственную сутулость. А чё, думает, при потенциальном женихе, понятное дело, распрямлюсь, а в лесу стесняться некого, сутулимся по полной программе.



Фильм снят оператором, который терпеть не может статичную композицию и сам не свой до съёмки запрокинутой камерой. Если ЭТО показывали в кинотеатрах, то зрители должны были получать вывих шеи.



Восканян как чувствовал, старательно нагнетал, чтоб зрители не разбежались и досидели до апофеоза. Весь фильм зрителя старательно запугивают, а в финале внезапно рассмешат.
Я бы не упоминала, но немногие смотревшие могут подумать, что меня рассмешил вид пресловутых зомби. Нет, нет и ещё раз нет. Меня не рассмешили даже нелепо загримированные мёртвые фашисты из "Озера зомби" Роллена, а у Восканяна пять статистов одеты в мумийные спецкостюмчики с ног до головы, жаловаться не приходится. Ну разве что порадоваться тому, что они больше похожи на австралийских бушменов, вышедших на тропу войны, чем на полусгнивших покойников. Однако, если подумать, многие ли видели пресловутых полусгнивших покойников? Какое нам дело, как они выглядят на самом деле. Да и против воинственных бушменов я тоже ничего не имею.



Так что предлагаю наслаждаться интеллектуально. Трагикомичное финальное побоище выстроено строго по законам порнографического фильма. Не в том смысле, что в кадре или за кадром секс. Чего нет, того нет. А в том смысле, что функция женского персонажа - только пассивность и издавание визгов-стонов, то есть порнография в чистом виде. Прикиньте, у парня десятиминутный спарринг с двумя-тремя разъярёнными зомби одновременно, а девка в паре метров сидит и визжит, хотя кругом полно сельхозинвентаря и любо-дорого заехать какому-нибудь зомби по башке кувалдой.
Барышня визжит-стонет непрерывно с 62 по 77 минуту! Возможно, это рекорд бесполезности женщины в жизни мужчины. Если учесть, что речь идёт о главной героине, сутью фильма следует признать критическое отношение мистера Восканяна к женскому самосознанию. Считала себя красоткой и ценным призом, а сама только визжать способна. Словом, что девчонки о себе воображают и какие они есть на самом деле.



Напоследок - пример случайной красоты, возникающей из любого сора, даже из дурацкого фильма с потугами на интеллектуальность воплощения.
Хотя, наверное, я одна сочла этот кадр намёком на знакомство Восканяна с понятием композиции в классической живописи. Только я одна и только этот кадр.



Восканян как чувствовал. Больше ничего не снимал.
Tags: 1970-1979, арт-кино, зомби в кино, сша кино 1970-х
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments