Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Моя родина" (СССР, 1933, реж. А.Зархи и И.Хейфиц)

Нужно иметь каменное сердце, чтоб не поинтересоваться, после каких дебютов люди идут и запросто снимают "Даму с собачкой" и "Анну Каренину". Это далеко не самый первый дебют Хейфица и Зархи (если точно, то, вроде, для обоих четвёртый), но первый сохранившийся. Правда. сохранился не полностью. Так я и не уловила, как угодил положительный советский пограничник в плен к китайцам. Впрочем, и так понятно, что "в эту ночь решили самураи..." и далее по тексту артиллерийскими залпами из сеялок и сноповязалок. Авторы взяли все газетные клише начала 1930-х и попытались опоэтизировать.

Пытливо смотрит родина на юного китайца Вана. У родины не китайское лицо, да и смотрит она, если честно, вообще не на Вана, а на малышонка с бутылочкой молока. Протянет или не протянет дитя китайское, несмышлёное, спасительную влагу незнакомому русскому дядьке, избитому и связанному?



Это только малышатам всё равно, кто как выглядит и какой разрез глаз. А для взрослых актуальны уличная проституция, пинки ногами в живот, интернационал и пробуждение классового самосознания.
Например, вот такой симпатичный интернационал пекаря с угольщиком.



Аборигенному населению на родной китайщине легко интернационалом баловаться. А как быть бесприютным мигрантам? Поневоле складывается эмоциональное единение русской проститутки с возможным будущим клиентом, а пока просто малолетним приятелем Ваном. Одинокая женщина, живущая от собственных доходов. Ни мужа, ни детей, тут уж любого сироту-китайчонка с тоски возьмёшься няньчить, даже если он полная бестолочь и ветер в голове.





О нет, сети разврата его не затянули.
ДА ЗРАВСТ ИТАЙСКАЯ РЕВ



А вот и зверский оскал российского империализма (актёр Олег Жаков в роли бывшего белогвардейского офицера Алябьева). Империализм хотел подняться с колен и для начала [Spoiler (click to open)]разбил бутылку молока о голову малышонка.



Позор детоубийце. Никакой к нему жалости.



Рецензент 1933 года (осторожно! по ссылке довольно большое фото) отнёс данного бывшего белогвардейского офицера к категории мужчин, одной рукой насилующих многих женщин, и проспойлерил инцидент с бутылочкой. Честно предупреждаю: тему женщин Зархи и Хейфиц в фильме замяли. Разве что повис в воздухе вопрос, почему китайский малышонок слонялся по съёмочному павильону без материнского надзора.
А вот какую тему режиссёры заминать не стали, так это "трудящийся руский - лучший друг трудящегося китайца". И раскрыли-то как многоаспектно! Вана вы уже видели, воистину эльфийный юноша. И вот представьте, как его похлопывают по плечу новые друзья... Они добрые-добрые. И женщин руками не насилуют, наверное.

Люди с такими лицами нынче ходят на кастинги в милицейско-бандитские сериалы. А в старинные времена их ценили значительно выше и доверяли олицетворять духовную мощь советского народа.



(это был мой любимый гоблин, но остальные тоже недурны)







Бонус - Янина Жеймо в необязательной для сюжета роли. Если вы с непривычки не узнаете её в лицо,



то обязательно узнаете по росту.



Агитационный фильм он и есть агитационный. Дескать, родина у богатых своя, у бедных своя. (А ведь и то верно. Абрамовичу - конкретно Чукотка, Березовскому - конкретно Лондон, а у существ низшего имущественного класса родина одна на всех - ЖЖ).
Зархи и Хейфиц постарались смягчить, очеловечить извращения большевистской пропаганды. Но в глубине души уже, наверное, понимали, что "Дама с собачкой" и "Анна Каренина" понадёжней будут. А "Мою родину", как водится, прозорливые люди разругали, с проката сняли, и чуть было не затерялись в исторической дымке самые человечные гоблины, каких мы все хотели бы видеть вокруг себя. Не то чтобы эти лица были идеально-прекрасны, но ...умели, умели в 1930-х портреты делать, ничего не скажешь.

P.S.: Характерная для 1920х-1930х вульгарная идеализация классового самосознания со временем переработалась в своеобразный культурный код отрицания. Например, в военном фильме "Отряд" (1984) раненый персонаж, которого сейчас добьёт фашист, напоследок насмешливо цедит "Рабочий или крестьянин?.."
Tags: 1930-1939, советское кино
Subscribe

  • Хозяйка, жрать тащи, котёночек проснулся!

    Всё-таки удалось сконцентрироваться настолько, чтобы глянуть одним глазком пару-тройку фильмов. А то всё сериалы да сериалы. В "Сверхъестественном"…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • "Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?" (с) классика

    Комедии Гайдая сейчас невозможно пересматривать. В одном фильме девица самоизолировалась от дяди и жениха. В другом "бровьми союзна". В третьем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Хозяйка, жрать тащи, котёночек проснулся!

    Всё-таки удалось сконцентрироваться настолько, чтобы глянуть одним глазком пару-тройку фильмов. А то всё сериалы да сериалы. В "Сверхъестественном"…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • "Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?" (с) классика

    Комедии Гайдая сейчас невозможно пересматривать. В одном фильме девица самоизолировалась от дяди и жениха. В другом "бровьми союзна". В третьем…