Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Володин vs. Данелия: 1967 vs. 1993

"Происшествие, которого никто не заметил" и "Настя" - два совершенно разных фильма с разными сюжетами, но построены на идентичной фабуле. Тем интереснее было их сравнивать.
Итак, ни один молодой человек не рвался держаться за ручку с простой продавщицей Настей, дочерью ещё более простой дворничихи из каморки. Но однажды она стала красавицей и отношение мужчин резко изменилось. А что изменилось после того, как всё изменилось?

"Происшествие, которого никто не заметил" (1967, реж. и сценарист Александр Володин) - умное и не слишком доброе кино о внутреннем мире девушки, ничем не отличающейся от тысяч и тысяч других точно таких же Насть, Кать и Оль. Каждая из них уверена, что сама по себе никакой ценности не представляет (и обычно это действительно так), но если заполучить мужчину, тогда-то её полнокровная жизнь и начнётся.
Мужчина годен практически любой, и Настя ведёт себя настойчиво, но заискивающе с любым существом в штанах. Потому что они для неё все одинаковые - либо потенциальные женихи, либо пустой номер. Логично, что Настя взялась найти формулу Виталия Соломина.



При этом мужчин Настя скорее ненавидит, чем вожделеет. Мысленное преображение в красавицу и путешествие по собственным представлениям о взаимоотношениях полов полно циничных откровений. Женатые мужчины непременно блудливы, одинокие мужчины старчески немощны и импотентны.



Проблеск искренней симпатии к персонажу Виталия Соломина поставил в жизни Насти всё на своё место. Мужчины - ценность, и она, Настя, тоже ценность, а не суетливая угодливая самка в поисках самца.



Тонкость ещё и в том, что вся эта история придумана мужчиной - драматургом Володиным, и злые проекции самосознания девушки в мир мужчин - это ещё и проекции мужских ожиданий в мир выбирающих женщин. Сложносочинённый фильм получился! Результат просмотра сильно зависит от жизненного опыта кинозрителя.

"Настя" (1993, реж. Георгий Данелия) - постперестроечное кино со всеми его приметами. Тут и раскованность сюжетостроения, и упрощение формул, и ставка на колоритных персонажей, и тяга к социальной фантасмагории.
"Некрасивую" актрису Кутепову запросто поменяли на другую, "красивую".




Волшебство состоялось наяву, но словно бы без участия персонажа Кутеповой. Ни о каком управлении собственной фантазией, чётко прописанном в изначальном варианте Володина, здесь речи нет. Жизнь подхватила Настю-красавицу и понесла по течению - не встречая сопротивления. Данелиевская героиня лишена цинизма, и эпизод с женатым мужчиной, набивающимся в любовники, растянут до целой сюжетной линии, ведь "наивная" Настя не стремилась прекратить странную дружбу. В общем, совсем другое кино и другой взгляд на ординарных девушек.

Легко догадаться, мне больше запомнился фильм Володина. У Данелии кино поверхностное, на мой вкус и по моему жизненному опыту, хотя и во всех смыслах более яркое.
Tags: 1960-1969, 1990-1999, гендерное в кино, мелодрамы, российское кино, советское кино
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Хозяйка, жрать тащи, котёночек проснулся!

    Всё-таки удалось сконцентрироваться настолько, чтобы глянуть одним глазком пару-тройку фильмов. А то всё сериалы да сериалы. В "Сверхъестественном"…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Хозяйка, жрать тащи, котёночек проснулся!

    Всё-таки удалось сконцентрироваться настолько, чтобы глянуть одним глазком пару-тройку фильмов. А то всё сериалы да сериалы. В "Сверхъестественном"…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…