Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Кинолибретто, или Краткая история спойлеров в России

Это сейчас считаются журналистским грехом и блогерским преступлением против общественной морали любые так называемые спойлеры, то бишь раскрытие тех подробностей сюжета кинофильма, которые формируют интригу зрительского интереса. А были времена, когда иной зритель и билет на сеанс не купил бы, не узнав досконально, про что кино и отравится героиня в финале или всё-таки застрелится.

В 1909 году в России начали предлагать кинозрителям брошюрки "кино-либретто" - пересказ содержания фильма, иногда с картинками. Версию, что первые кинолибретто понадобились для просмотра иностранных фильмов с непереведёнными титрами, можете отмести сразу. Либретто составлялись и для русских кинокартин. Так, фирма А.Ханжонкова напечатала либретто "Песни про купца Калашникова", а фирма А.Дранкова - либретто "Тараса Бульбы".

Многие из несохранившихся фильмов известны ныне только благодаря таким брошюрам и рекламе в периодике. Периодика более-менее изучена, а вот брошюры почему-то никто не спешит собрать и изучить. Странно. Названия довольно завлекательные, вне зависимости от степени редкости фильма: "Роман русской балерины" (1913), "Берегись любви моей" (1914), "В сетях паши (Спасение девушки из гарема)" (1914), "Трагедия Леды" (1914), "Невинно-падшие белые рабыни" (1915), "Страсть безрассудная" (1915), "Любовные похождения госпожи В..." (1916), "Не для меня придет весна (Похмелье любви)" (1916). Апофеоз эротомании, видимо, совпал с пиком социально-политической напряженности. По крайней мере, названия "Дамы курорта не боятся даже чорта" и "Жизнь только издали красива и нарядна" в 1917 году говорят о многом. Но о чём именно - это надо идти и смотреть текст.

Живьём видела пока только три брошюрки, - "Грехи отцов" 1914 года (фильм Урбана Гада с Астой Нильсен в главной роли), "Юдифь и Олоферн" 1915 года (возможно, Judith of Bethulia Дэвида Уорка Гриффита) и "Пан Твардовский" 1917 года (фильм Владислава Старевича).
"Юдифь и Олоферн" сфотографировала. Брошюра с обложкой, на хорошей бумаге, углы с круглым обрезом, много фотографий. Явно не для простонародья печатал свою рекламу кинотеатр "Паризиана" в Санкт-Петербурге.





Точно знаю, что сохранились десятки отдельно изданных дореволюционных кинолибретто отечественных и заграничных фильмов, художественных и документальных. Планирую потихоньку отсмотреть их в Российской национальной библиотеке.
Посмотрю, полистаю, прикину, насколько киноленты соответствовали кричащим подзаголовкам рекламных брошюр. К такому типу подзаголовков относятся "боевая художественная лента" ("Властитель мира"), "сенсационная картина" ("Землетрясение в Сицилии"), "сенсационная драма" ("Пламя" и "Невинно-падшие белые рабыни"), "сенсационный роман в 3 актах" ("Дьявольский глаз"), "сенсационная, оригинальная пьеса из великосветской жизни" ("Княжна Дуду"), "грандиозная кинодрама в 5 частях" ("Огненная порфира"), "по шедевру Эмиля Золя" ("Углекопы"), "по бессмертному роману Виктора Гюго" ("Отверженные"), "захватывающая драма в 3 актах из действительной жизни" ("Спасение девушки из гарема"), "величайшая серия из жизни авантюристов в 20 выпусках" ("Под гипнозом миллионов"), "выдающаяся бытовая драма" ("Лихо одноглазое").
Обилие таких подзаголовков заставляет предположить, что кинолибретто появилось как средство индивидуализации рекламной кампании. Если в начале 1900-х годов кинозрелище преподносилось скорее как диковина и по этой причине потенциального зрителя зазывали посмотреть на движущиеся картинки как таковые, то в 1909 году требовалось нечто большее - заинтересовать зрителя каждым конкретным фильмом в отдельности.

Дореволюционные либретто по жанру близки были к синопсису или даже сценарию. В дальнейшем они стали всё больше походить на рецензию. Трудно сказать, насколько естественна эта эволюция, ведь произошла она в годы усиленного идеологического контроля.
Когда случилась мировая пролетарская революция локальных масштабов, кинематография поутихла, прокат скис, и в течение нескольких лет кинолибретто никто не печатал. По крайней мере, систематической деятельности такого рода не зафиксировано.
К счастью, НЭП спустя у публики в карманах снова зашевелилась живая копейка. Прокатчики тут же стали завозить в СССР заграничные киноленты, ни одна из которых не повествовала о победе пролетариата над мировым капиталом, зато давала хороший доход.



Процесс пошёл. Кино вернулось к публике, а публика вернулась в кинотеатры. Поскольку кинопрокат оставался вырван из частных буржуазных рук, государству пришлось самому наладить выпуск кинолибретто. В 1925 году этим вопросом занялось специально созданное кооперативное издательство "Кинопечать" (с конца 1927г. - "Теакинопечать"), паи в котором распределили между крупнейшими киноорганизациями. Остальные издательства от выпуска кинолибретто насильно отстранили, ибо дело хлебное и "Кинопечать" добилась монополии. А ведь, между прочим, выпуском кинолибретто вполне мог заняться директор "Academia" А.А.Кроленко, раз уж Институт искусств имел профильных специалистов-киноведов. Представляете, какой был бы уровень.

"Кинопечать" издавала два вида либретто.
Одни лихие и придурковатые, авторства (предположительно) В.Шкловского, В.Недоброво, В.Шершеневича и тому подобных граждан, не прикипевших как следует к корням антибуржуазной культуры. В этих либретто персонажи непременно сливались в поцелуе на фоне заходящего солнца.
Другие либретто издавались под эгидой Главполитпросвета Наркомпроса. Там разъяснялось, каким должен быть научно обоснованный поцелуй, какова его классовая сущность и влияние на урожайность зерновых. Примерно так - хотя я, конечно, утрирую.

Издательство исподволь сопротивлялось партийно-назидательному формату. Для примера привожу фото брошюры "Бабы рязанские", заимствованное мною из интернета.
Текст либретто: "Повесть о бабах рязанских является, в сущности, грустной и тяжелой повестью вообще о судьбе женщины русской деревни. Фильма эта реалистична. Она не жалеет красок для изображения горькой доли крестьянской невесты, жены, матери. Трактовка сюжета чисто бунинская, особенно в первой части фильмы...". В общем, боль, мрак, гниение, проклятый царизм, страдание и все умерли.
Ну а визуальный ряд - сами видите.




"Кинопечать" издала что-то около 300-400 либретто. Точно никто не считал. Не считали, зато читали очень внимательно и подмечали всё, что не вписывалось в мораль строителя коммунизма. Содержание невинных брошюр обсуждалось на высшем уровне, ретивые комсомольцы из РАПП устраивали разоблачительные кампании. Не стану вдаваться в подробности, но в начале 1929 года власть в издательстве поменялась и лихой вариант либретто ушёл в прошлое. Идеологический контроль над "Теакинопечатью" взял в свои руки ...нет, не Главполитпросвет. Агитпроп ЦК компартии, разумеется. После чего издательство довольно скоро стало убыточным и тихо померло к середине 1930 года.
"Кинопечать" скончалась, но дело её жило. Отличающиеся по содержанию кинолибретто для политбеседчиков и для простых смертных профильные издательства печатали вплоть до конца 1930-х. Прокат иностранных лент в те годы нельзя назвать шибко активным, да и отечественные картины выпускались не в самых больших количествах. Но всё-таки и тем, и другим требовалась реклама.



Кино-либретто как тип издания ещё не скоро приказало долго жить. В 1950-х - 1960-х часто печатались брошюры в жанре "буклет к фильму" - много картинок и краткое содержание. Занимались выпуском либретто местные конторы по прокату фильмов и Информационно-рекламное бюро Управления кинофикации и кинопроката Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР.

Да и теперь подробности сюжета - отдельный пункт в шаблоне описания фильма в википедии. Что-то такое в них есть, в этих спойлерах, раз они всегда кому-то нужны...

Пост написан в целях пробы пера. Со временем насобираю побольше картинок, цифр и фактов, тогда повторю на более серьёзном уровне.
Tags: архив, книги о кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments