Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"А был ли Каротин?" (2 серии, СССР, 1989, реж. Геннадий Полока)



Интеллектуально-ироническая социально-политическая ретрокомедия, зрелище комплексного воздействия. Первые две-три минуты трепетала от нехороших подозрений, что мне подсунули двухсерийный гротеск на грани фола. Дальше прожила счастливо две серии и очнулась на финальном титре после того, как мне более двух часов показывали гротеск порою запредельный, но всякий раз осмысленный, а то и трогательный.
Кино закончилось, а вопрос повис в воздухе. А были ли в СССР начала 1930-х такие вменяемые люди, как чекист Каротин, раскрывший немецкую диверсионную сеть в южном приморском городке и попутно научивший азам разумности и самокритичности двух бестолковых, но усердных местных молодых оперативников?



Дьявол, то бишь хорошее кино, в деталях.
Ну, этот отставленный мизинчик - самое простое, что мог придумать актёр, изображающий бесхитростного украинского хлопца, в качестве агента под прикрытием изображающего столичного научного сотрудника. Плебей себя выдал, но и научным сотрудникам пора задуматься, какими их видят со стороны.



А вот здесь тонкое. Продавщица пива выглядит доступной, потому что тело наружу, а на теле татуировки. Но её свобода не только телесная! ведь в разгар антирелигиозной травли дамочка запросто носит нательный крестик.





Вот и весь фильм такой. Одно выпячено, а другое, противоположное, мелкой деталью себя скромно показывает, и люди раскрываются с неожиданных сторон. Или не раскрываются, если ни в каких деталях ничего не прятали и усы равны кавалеристу.
С большим интересом наблюдала, как режиссёр перебирает и тасует разнообразные грани свободы и несвободы - интеллектуальной, телесной, политической. Свободы и несвободы национального самоопределения, любви и морального падения, физкультуры и пения, декламации и стихосложения.
Так что фильм, конечно, не про сталинизм и не про шпионов, а про что-то совершенно другое - про личное пространство и личное достоинство, и как непохожие друг на друга люди выживали сердцем в стране, где понятие сердца заменили на пламенный мотор.





Поскольку изнасилование мужчины женщиной редкий гость в мировом кинематографе, каждый такой эпизод заслуживает отдельной картинко-рекламы.



Бонус киномана - персонаж Игоря Кваши, кинорежиссёр. Он фонтанирует сценарными идеями хитов советского проката 1930-х. Представители бездуховного молодого поколения всегда могут попробовать силы в предложенном квизе и опознать хотя бы широкоизвестные комедии Григория Александрова. Впрочем, не стану врать, мой результат не стопроцентен: сюжет про тракториста в пересказе Кваши атрибутировать не удалось. Наверное, какой-нибудь колхозный эпик с Ладыниной.

Tags: комедии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments