Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Горячий снег (СССР, 1972, реж. Гавриил Егиазаров)

Устроила себе первый пересмотр после детства.
Дидактические нотки первых эпизодов в младенчестве слух не резали, потому что смотреть фильм я начинала с самого интересного - со сражения.
Как у всякого военного фильма, припасённая для зрителя интрига стандартна - узнать, кто доживёт до финала. Советский генерал, совсем как Дмитрий Донской с его засадным полком, придумал отличный план, как выманить засадный полк у немецкого генерала, который тоже как Дмитрий Донской.

Артиллеристы выдвинутся во чисто поле,



быстренько окопаются по морозцу,



и понеслася.





Немецких танков намного больше, чем пушек у них на пути, а стреляют немцы на пять баллов. И всё-таки способ справиться с ними есть. Метко-преметко лупишь в головной танк, тогда следующему придётся развернуться, чтоб оползти, и тогда снова метко-преметко лупишь в подставленный беззащитный бок. Как-то так, в теории. На практике танк с первого залпа накрывает весь расчёт и ползёт по своим делам. Но почему-то нашим в тот день удалась не только практика, но и теория. А раз война выиграна, значит факты таковы и есть.



Какой там снег, какие там люди - металл в труху! В кадре у советского орудия продырявлен "щит" - не знаю, как называется, и не знаю, как проковыряли. В принципе, чтоб сделать правильную дырку в орудийном щитке, надо приглашать военного консультанта, который своими глазами аутентичные дырки видел в соответствующий период жизни. Надеюсь, эта дырка правильная.



Случайно выжившие артиллеристы раскрываются во всей своей индивидуальности. Звездой фильма был назначен красавчик Борис Токарев. Хороший выбор, но актёру особо нечего играть. Сначала он слуга царю / отец солдатам, потом у него боевой шок и боевой амок, а в финале ему и заняться-то нечем.





Истинный бог "Горячего снега", конечно, Николай Ерёменко в роли ницшеанца лейтенанта Дроздовского. Его персонаж сам по себе отдельный фильм, и как-то не верится, что сыграть Жюльена Сореля актёру ещё только предстоит. Персонаж "лейтенант Дроздовский" сугубо отрицателен, в детстве я его ненавидела сильнее, чем окаянных фашистов. Но очень живой, не тупиковый, чувствуется его биография и "до", и "после". Очень редко кинозлодеи бывают так тщательно выписаны в момент душевного перелома.





Пожалуй, образ Дроздовского слишком ярок, многогранен и литературен для "Горячего снега". Куда органичнее на общем фоне смотрелись, что называется, простые мужики, вроде Юрия Назарова.



Полюбился с новой силой Владлен Бирюков в роли повелителя походной кухни. У него всего два маленьких эпизода с репликами, но полнокровный образ создан как полагается. Наглый, ограниченный, трусоватый бугай, пристроившийся на максимально тёплое место, ненадёжный, мелочно-обидчивый. Ещё один образ-штришок в развенчание нежизнеспособного сталинского мифа об одинаково мужественных, интеллектуальных и всепобедительных советских супергероях.



В "Горячем снеге" художнику-постановщику пришлось поработать над оформлением целого поля.
Развороченная земля, дохлые танки и ни одной снежинки. На одном поле снимали первые и последние кадры или на разных? В любом случае, декораторам пришлось побегать.



Tags: 1970-1979, военное кино, мужское бессознательное
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Смотришь киностаринки, ловишь лайфхаки

    В 1986 году кривые дорожки Всепожирающей Лю заставили Мика Данди переехать из австралийского буша в славный град Нью-Йорк. Опрометчивый шаг, да, там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Смотришь киностаринки, ловишь лайфхаки

    В 1986 году кривые дорожки Всепожирающей Лю заставили Мика Данди переехать из австралийского буша в славный град Нью-Йорк. Опрометчивый шаг, да, там…