"Полуденный вор" - восемнадцатый фильм из телесериала "Следствие ведут знатоки". Двухсерийное зрелище, благодаря которому на русскоязычном пространстве истерии по "Сексу в большом городе" было куда меньше, чем во всяких америках. Мужчина как незнакомец, оцениваемый здесь и сейчас по факту своего существования, а не по информации, предоставленной паспортом, анкетой, его мамой и его школьными друзьями... Всё это было в "Полуденном воре", а американский сериал только развивал эти очевидные наработки. Своё да или нет, кто как, советские зрительницы сказали уже в 1985.
Видела только премьерный показ, т.е. почти 30 лет назад, и в памяти остался лишь эпизод в метро, где главгерой для понравившейся пассажирки толпу спиной оттирает, чтоб барышне было удобнее книжку читать. Марина Неёлова была уже заметно старовата для роли женщины чьей-то мечты, да и загримировали её для первого эпизода точь-в-точь как школьную учительницу. Но главгерой сразу понял, что это отличная девчонка, работает дизайнером, не замужем, без жилищных проблем и живёт отдельно от родителей, если они вообще есть.
Надо ли объяснять, что я запомнила этого проницательнейшего гражданина как непреодолимо привлекательного и положительного мушшыну моей мечты. И с тех пор жила в уверенности, что в роли полуденного вора снялся прибалт. Кто ж ещё отвечал на советских экранах за мужской лоск и общую красоту, как не они? Но вот сюрприз - мушшына моей детской мечты оказался вполне даже обычной внешности. Хотя вру. Типажно - Григорий Мелехов, который матросов шашкой порубил. А в профиль вообще вылитый офицер в отставке, суровый, но потрёпанный.
В отличие от многих других криминальных драм, здесь антагонист на порядок сильнее и ярче протагонистов. Его дерзкие сентенции не лишены смысла, а скептический взгляд на сограждан во многом оправдан.
Сценаристу чуть-чуть бы доработать образы унылой компашки ЗнаТоКи, и получился бы фильм о мире мужчин-хищников, подравшихся за добычу под одобрительными взглядами женщин. Но Знаменскому и Томилину достаются только одобрительные взгляды тётушки Кибрит в жутких красных туфлях.
Где, где взять нескучного мужчину, не застёгнутого на все пуговицы, но и не распущенного до крайности, джентльмена и интеллектуала с отмычками и кулаками? Пока Знаменский с Томилиным гоняются по всей Москве за неуловимым полуденным вором, параллельно развивается история надежд и разочарований простой российской незамужней дизайнерши в возрасте последнего шанса. Ах, какой был мужчина...
Но истинная звезда и брульянт этого кино - актёр Земляникин в роли автомеханика-алкаша. Если все остальные сюжетные ходы и образы в том или ином виде уже варьировалось в последующих произведениях киноискусства, то персонаж Земляникина остался недостижимым эталоном загадочности. Таких виновато поникающих, но упрямо стоящих на своём алкашей-автомехаников с собачьими глазами больше нет и не будет.