Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

The Deadly Spawn (США, 1983, реж. Douglas McKeown)



Шёл ёжик резиновый, шёл и насвистывал дырочкой в левом боку (с) авторская классика для детей
Есть, наверное, такие счастливцы, для кого совпали детство золотое, знакомство с песенкой про резинового ёжика и фильм ужасов "Смертельный выводок". Уверена, одно на фоне другого хорошо ложилось в мозг. Те дети выросли, и сейчас для них соотношение рационального и иррационального вообще не проблема - они легко принимают диалектическую связь одного с другим и не парятся чувством неразрешимой загадки.
Но я не была таким удачливым ребёнком. Поэтому, будучи почти сорокалетней тётенькой, испытала определённые сложности в просмотре фильма, где столь равноправно идейно-эстетически неравноправное.
Весь фильм длится детская игра в прятки с инопланетным чудовищем. Солирует сопящий кукольный монстр в форме краба-кактуса (именно он похож на резинового ёжика), а потом к нему присоединяются его зубастые дети-головастики. Плотоядный краб-кактус в начале игры в прятки таился в тёмном холодном подвале (наверное, считал до ста?), затем принялся прочёсывать этажи. Передвигался он со скростью пылесоса, поэтому участники игры обычно успевали захлопнуть дверь перед его носом пастью.



Игра детская, но люди гибли по-взрослому, страшной, мучительной смертью.
Гибли по-взрослому, но муляжи оторванных, окровавленных частей тел ни на секунду не вызывали доверия к своему правдоподобию.
Вот ведь игрушечная расчленёнка! Очень детский пласт фильма, отчасти даже смешной. Наверное, поэтому такой жестокий.

Дать бой сопящему кактусу пришлось двум юным братьям, чьё поведение выписано сценаристом с такой тщательностью, словно он замахнулся на Уильяма нашего Шекспира.
Старший брат - студент-биолог, рационалист, амбициозный, стремящийся быть лидером. Да вот беда: парень рационален, но не креативен. И вот он выглядел таким правильным, таким умненьким и саркастичным. А фантазии - как у носорога, все ответы на все вопросы хочет получить из готовых учебников. В критической ситуации такой человек рискует сломаться, потому что его картина мира не терпит неопределённости. Я бы назвала его потребителем чужого рационального, привыкшим жить удобно и без неразрешимых проблем.



Его младший брат - обыкновенный лохматый школьник, излишне, на взгляд взрослых, увлечённый фильмами ужасов. Ещё бы - накупил уродливых хэллоуинских масок и регулярно экспериментирует на окружающих, стараясь их напугать. Ой, как перед соседями неудобно... Все беспокоятся, что ребёнка привлекает уродливое, садистическое, с расчленёнкой и воплями, что ему нравится наблюдать смерть и страдания. Но мотивация у пацана совсем другая. Посредством фильмов с расчленёнкой и воплями малыш годами изучал модели правильного, разумного поведения в непредсказуемых ситуациях. Его картина мира включала в себя некий зазор непознанного, которое можно и нужно постулировать, чтобы просчитать последствия.



То есть, старший брат мысленно нарочно уменьшал окружающий мир, чтоб совпасть с ним. А младший старался сам стать духовно бесконечным. чтобы совпасть с бесконечным миром.
Вы как хотите, а я всецело на стороне младшего. Зазор непознанного есть, его не может не быть. Проблема в том, что когда из зазора выползут непознанные крабы-кактусы, зомби, вампиры, налоговые инспектора и неграмотные мигранты, полагаться каждому из нас, вполне возможно, придётся на ограниченных, истерически взвинченных потребителей чужого рационального, злых и растерянных оттого, что сами не способны справиться с ситуацией.

Tags: 1980-1989, молодежная тема, монстры в кино, хорроры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments