Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Облик грядущего / Things to Come (Великобритания, 1936, реж. Уильям Кэмерон Мензиес)

Эпическая винтажная футурология как она есть - с битвами фанерных истребителей и атомными станциями в виде прозрачных ёмкостей. Нашему вниманию предложены сто лет альтернативной человеческой истории вплоть до 2036 года.
Сначала мировая война, бактериологическая диверсия, всемирная эпидемия неизлечимой лихорадки, уныние, анархия, нищета.



Затем воинственные бурления на островках тоталитарного феодализма в уцелевших клочках человеческой популяции.



Со всем этим человечество разобралось-отмучилось лет за 30-35, а потом, стреноженное ловкими и предприимчивыми интеллектуалами, рвануло в высокотехнологичный утопический социализм. И что же? Посреди страны Утопии нашлись косные болваны, требующие немедленно остановить прогресс, а то у них от перманентного информационного стресса из уха мозговая нитка лезет...



Самый главный и прогрессивный интеллектуал в скафандре прибыл к карикатурному феодалу отнять оба его полцарства. На втором скриншоте внук ти ли правнук того интеллектуала приготовился стрелять из пушки людьми по Луне во имя научного прогресса. Вот такие храбрые люди со взором горящим ведут человечество в светлое будущее. Могу ошибиться, конечно, но не слишком ли авторы фильма оказались восприимчивы к стилю англиканской церкви? Созданные их усилиями образы учёных не отличить от монахов и миссионеров.



Последние моды 2036 года. Изящный треугольник линии плеч, созданный жёстко держащей форму накидкой, подчёркивает стройность вашей талии на фоне слегка расклешёной юбочки до середины бедра. Такой покрой особенно пикантно смотрится на высоких пожилых мальчиках с длинными, тощими, кривыми ногами.



Ещё пара кадров из области причуд дизайна.
Фильм явно не из дешёвых, поэтому за такой мультяшный танк мне стыдно. К нему даже одну человеческую фигурку комбинированной съёмкой не присобачили. Даёшь действующую модель хайтек-танка в натуральную величину!



Декорация подземного города всего одна. Но, по крайней мере, в кадре толпа живых статистов.



Считается, в "Облике грядущего" бывшим фабианцем Гербертом Уэллсом, - а именно этот мощный старец контролировал процесс съёмок фильма по его сценарию, - предсказана роль авиабомб в грядущих войнах. Какое-то во мне недоверие к теоретическому уровню предвидения в данном случае. Об испытаниях нового оружия Уэллс мог читать за несколько лет до съёмок фильма в газетах, как все. Много фантазии не надо, по-моему.
Всё остальное в сценарии категорически альтернативно, ни один прогноз не попал в яблочко. Даже повоевать пару десятков лет подряд ленивые нации не хотят, не то что из силиконовой долины социалистическую конфетку сделать. Да уж, к нашей печали, социальный рай не плесень - от высоких технологий сам по себе не заводится. С другой стороны, встреча с бактериологическим оружием нас, слава богу, миновала, поэтому пинать верность полёта мысли английского фантаста всё-таки нет оснований. Заметьте, недостаток эпидемийного опыта человечество последние пару десятков лет усиленно сублимирует в кинематографической зомби-апокалиптике. Вы как хотите, а я предпочитаю быть в тренде.

События преподнесены в русле соцреализма, то бишь в жанре приключенческого фильма-проповеди. Фильм местами не слишком увлекателен, но всё время мрачен и страшен из-за масштаба политических претензий и проповеднических амбиций автора. Масштаб умножается странноватым содержанием самой проповеди и от этого подавляет ещё больше, хотя, по идее, должен взбадривать.
Сценарист живописует моральную индифферентность сограждан, но свято уверен в однонаправленности, взаимной бесконфликтности личных интересов внутри всякого коллектива продвинутых прогрессистов. Может, это он свой личный опыт спроецировал: такой уникальный круг друзей сложился, где один за всех, а все за одного, при этом заняты общим бизнесом? Прям завидки берут.
По-любому, в человеческой психологии Герберт Уэллс слабовато разбирался. У него жители будущего подземного супергорода искренне радуются тому, что в их жилищах нет окон. Я предположила, что особи с клаустрофобными замашками, по мысли Уэллса, как-то сами собой все повымерли и перестали мешать жить любителям запираться в хорошо изолированных помещениях.
Применительно к таким кинопроизведениям не принято употреблять эпитеты "фашистский" и "просоветский", и это правильно. Довоенные англичане нашли свой индивидуальный духовный путь среди сцилл и харибд современных им тоталитаризмов и успешно опробовали все заинтересовавшие их модели в виртуальном кинопространстве. Не то что некоторые, сразу на живых людях всё испытывают.
Tags: 1930-1939, британия рулит, постапокалиптика, фантастика
Subscribe

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…