Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

С тобой и без тебя (СССР, 1973, реж. Родион Нахапетов)

Смотрю, что-то у меня тег "умыкание в кино" простаивает. Непорядок, думаю. А тут andeadd напомнил про фильм "С тобой и без тебя". Подходящий повод! Тем более, планируемый "Лакомб Люсьен" в свете тега умыкания будет ещё не скоро.

Историческая мелодрама "С тобой и без тебя" - моя ровесница. Значит, чисто теоретически, я могла бы найти в ней родственную душу и пропорциональные культурные наслоения. Однако проблема восприятия не заставила себя ждать. Супругам Фёдору и Степаниде, стоящим на грани разрыва, отчаянно требовались услуги семейного психолога, а в 1929 году таких зверей и в крупных городах ещё не водилось, не то что на дальних хуторах. Но как понять, это я с высоты зрительского опыта сознаю, что хуторянина-единоличника, упирающегося перед лицом неминуемой коллективизации, переклинило не из-за жадности, а из-за ревности? Или всё-таки детали сюжета прямо указывают на суть происходящего?

Таясь за каждым кустом, жадным глазом следил хуторской бобыль Фёдор за молодым счастьем батрачки Стеши и комсомольца Вани.

vlcsnap-2013-07-28-16h13m08s203

Комсомолец Ваня тоже бросал на Степаниду страстные взгляды через растительность, но делал это открыто, считался официальным хахалем и был одобрен мамой. Однако вместо законного брака и любви до гроба предлагал ей книжку про социализм и подождать, пока всё отстроится. Так что с Иваном всё ясно, его ждёт однажды брак по залёту с нелюбимой женщиной. Но это будет где-то за кадром, а в кадре сексуальная жизнь комсомольца никого особо не интересовала.

vlcsnap-2013-07-28-16h11m31s250

Итак, Степаниде предлагалось ждать. А куда дальше ждать-то, если уж пару лет, как пора замуж?

vlcsnap-2013-07-28-16h12m06s81

Вот тут-то всё померкло (буквально, фильм потерял цвет), и Степанида оказалась заполночь наедине с чужим человеком, который не намерен её отпускать. Ужас на крыльях ночи, а не сватовство.

vlcsnap-2013-07-28-16h22m54s164

Фёдор, не растерявшись, принялся убалтывать возлюбленную. И таки уболтал. Цвет вернулся, Степанида начала улыбаться и даже простила претенденту, что он старый и бородатый. Насчёт цвета я так и не поняла, это режиссёрский ход или дефект рутрекеровской раздачи. В любом случае, оно там к месту.

vlcsnap-2013-07-28-16h28m06s219
vlcsnap-2013-07-28-16h28m38s26
vlcsnap-2013-07-28-16h29m08s59

И началась у них глубоко гармоничная семейная жизнь.

vlcsnap-2013-07-28-16h35m15s151

vlcsnap-2013-07-28-16h43m43s108

Хотя Марина Неёлова странновато смотрелась в образе сельской молодухи.

vlcsnap-2013-07-28-16h59m22s12

Впрочем, Юозас Будрайтис в образе русского крестьянина тоже... рыжевато-тевтонистый какой-то.

vlcsnap-2013-07-28-17h32m48s126

К удивлению Стеши, её скандальный брак не стал в деревне светской сплетней сезона, потому что лучшие умы заняты исключительно вопросами коллективизации. Коллективизировали уже всех, кроме нескольких хуторян. И тут началось.
Фёдору доложил доброжелатель, что видел его горячо любимую жену с её бывшим - то бишь горячим парнем Ваней, красавцем и комсомольцем? Ещё как доложил.
Фёдор с женой на эту тему поговорил? Ни фига не поговорил, а наоборот, отправил её в деревню на уборку льна под начало того самого комсомольца, чтоб усугубить свои муки ревности.
Это ж классическая манера всех ревнивцев - они специально не позволяют себя успокоить, потому что муки ревности им милее. Истеричные натуры, что с них взять. Только кочергой поперёк хребта помогает, но не каждая жена идёт на эксперимент. Мы, женщины, народ прижимистый, нам кочергу сломать жалко. А вот мужья-ревнивцы своего шанса не упускают! Последовавший переход к теме семейного насилия выглядел настолько логичным, что я даже удивилась сдержанности Фёдора, так и не позволившего себе по-настоящему зверски избить жену.

В принципе, представить нежелание Фёдора идти в колхоз как компенсаторную фиксацию на своей уникальности и самодостаточности, - неплохой ход, когда перед сценаристом стоит задача и создать острый конфликт, и не заострить его до степени неразрешаемого. Проблема восприятия у меня была в том, сознательно ли наложен сценаристом и режиссёром этот конфликт на исторические реалии, а если сознательно, то почему гниловатая сущность Фёдора не проявлялась раньше, изначально. Может, его манера подкарауливать сексапильных деревенских дев сама по себе считалась отрицательной характеристикой в 1973 году? В общем, у меня много вопросов и мало ответов.

Специальная отдельная претензия: Нахапетов не сумел передать ход времени. Снят весь фильм летом, а события происходят в течение относительно длительного периода, раз Фёдор успел обеспокоиться возможным бесплодием Степаниды. Если снегу накидать бюджетом не предусмотрено, то мог же Нахапетов, например, собаку на цепи сначала показать щеночком, а потом взрослой.
Tags: 1970-1979, историческое кино, мелодрамы, советское кино, умыкание в кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments