Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Черный Фраер (Россия, 1998, премьера 1999, реж. Глеб Михайлов)

- Я думаю, он прошёл школу Чечни и Афганистана. Короче, он отморозок.
- Этот Чёрный Фраер ходит во всём чёрном, даже... даже в трусах. Ночью он просто сливается с темнотой, особенно если закрыт рот.




Кстати, нижним бельём главгерой перед оппонентами не светил, так что именно упоминание трусов сигнализирует об истинной природе "Чёрного Фраера". Так называемые городские легенды, рассказываемые друг другу юношами 11-14 лет в качестве страшилок, они же возникают из глубин подросткового сознания. То есть, они так же наивны и зелены, как их авторы, - но и так же дерзки, самоуверенны и склонны проверять на ощупь социальное пространство. А в каком возрасте юноше перестаёт быть 14 лет - это вопрос сугубо индивидуальный. Иные до своего пятнадцатилетия успевают целую жизнь прожить, по пути насочиняв небылиц о ветеранах чеченской кампании, для пущей убедительности тут же приплетя и кампанию афганскую.
А заодно успевают блеснуть и незамутнённым детским сладострастием, чистым и ярким, как свежеуложенная шпала.



В общем, пацаны рассказывали, однажды в Питер пришёл Чёрный Фраер и поставил на колени и местных, и тамбовских, а сам не блатной, а просто за справедливость.

"Чёрный Фраер" нарочито самоделен. Очень дёшево снятый боевик, который не пытается притворяться зрелищем иных ценовых категорий, нежели микробюджетка.



"Чёрный Фраер" нарочито лукав. Отрицательные персонажи, воображая себя королями жизни в обшарпанных квартирках, переговариваются, подражая одряхлевшему Ельцину, а главгерой помешан на идеях балабановского "Брата" и редко уступает дорогу трамваям. Сцена за сценой продолжается череда разборок Чёрного Фраера с гопниками, и промелькнувшая было в начале отсылка к Терминатору, похитителю чужой одежды и очков, кажется уже случайной шуткой. Когда расслабившийся зритель не ждёт уже ничего нового, вдруг сыплется эпизод за эпизодом такого густого постмодернизма, что только диву давайся, а нам не мешай. В общем, пацаны рассказывали, однажды в Питере снимали чоткий боевичок, а сняли нечёткий арт-хаус.



Наконец, "Чёрный Фраер" просто издевательство. Искусственные, схематичные персонажи помещены в исключительно живой контекст. Примета времени - помойка на развороченной набережной с видом на Исаакиевский собор? Ну вот помойку, значит, камера и зафиксирует. И это не морбидальный цайтгаст в кадре (то бишь, не "болезненный дух времени"), а нечто иное, потому что не про смерть, а про новую жизнь, прущую наружу сквозь щели обветшавших культов.



Со всех формальных точек зрения - очень плохое кино, никаким иным оно и быть не могло. Но если, скажем, по фильмам Звягинцева можно изучать только самого Звягинцева, то по дурацкому до смешного фильму Глеба Михайлова когда-нибудь археологи ментальностей станут реконструировать коллективное бессознательное эпохи позднего ельцинизма.



Также пост о фильме в журнале sessil_b
Tags: 1990-1999, арт-кино, боевики, малобюджетное кино, российское кино, трусы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments