Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Тэйноскэ Кинугаса и Лючио Фульчи

Ура! Наконец-то я вышла из двухмесячного клинча, сдала работу заказчику и СНОВА СМОТРЮ КИНО!
...то есть смотрю то, что согласен читать мой плеер.
Сегодня он презрел "Мою девушку Пятницу" Хоукса и, не без колебаний, повторно отверг "Топор для новобрачной" Бавы. Две лицензии ценой от 350р. каждая.
Но без единой заминки отчитался о "Странице безумия" Тэйноскэ Кинугасы (Япония, 1926) и "Муках невинных = Не терзай утёнка" Лючио Фульчи (Италия, 1972), по-умному скачанных с торрентов astarta. Большое ей спасибо ещё раз!
Поневоле задумаешься, а разумно ли это вообще - покупать дурацкую, нечитаемую лицензию за неподъёмные деньжищи, когда можно достать нахаляву...:((

СТРАНИЦА БЕЗУМИЯ - вот повезло! - с музыкальным сопровождением. Никакой, правда, стилизации под что-нибудь экзотично японское, и вообще - как люди пишут - композитор чуть ли не итальянец. Но в этом и есть класс. В конце концов, зачем киноавангарду прикидываться архаикой?
А это таки авангард, причём офигительный, на нерве, от чистого сердца.
В фабуле имеем сумасшедший дом, где уборщик сизым голубем вьётся возле одной из пациенток - своей собственной жены, спятившей после того, как некто в пёстром кимоно совершил на неё злодейское покушение, а она не смогла дотянуться до младенца и удержать, чтоб не свалился в воду. Теперь бедняжке всюду - в основном за решёткой вентиляции - чудится её ангелоподобный младенец, а настоящие люди, включая мужа, представляются жуткими кривыми мордами. А так она женщина хорошая, и муж её очень любит.
Но вот беда - их дочь тем временем не может нормально пребывать замужем, потому что мать в психушке, и зятя это как-то напрягает. А девушке очень хочется вить гнездо с горячо любимым супругом. Она пытается выяснить у папы, не пора ли маме выписываться, потому что всё цветёт и кругом счастливые здоровые люди - все, кроме членов их семьи.
Увы, бедную девочку ждёт сплошное разочарование. Потому что папенька, кажется, тоже уже того - умом тронулся. По крайней мере, он уже отчётливо представляет, как задушит главврача, чтоб вырвать жену из психушки. На эти мысли его спровоцировал бунт психов, взбудораженных прогулкой по больничному саду.
Психи кинулись к палате-каморке пациентки-балерины, которая одна не пошла гулять со всеми, а продолжала выделывать классические па под только ей одной слышимую музыку. Бунт психов кончился всеобщей дракой, разгоном демонстрации и стреноживанием переутомлённой плясуньи.
Ну, и уборщик решил, что пора им с женой честь знать, а то этот сумасшедший дом становится слишком беспокойным местом. Но не учёл, что жене его в больнице очень хорошо, воображаемый младенчик всегда рядом, а на улице ночь непроглядная и страшно. Так что побег его позорно провалился. Или ему только показалось, что он пытался увести свою жену домой?...
Нормальное и безумное здесь перемешано. Безумное много красивее, и даже в уродстве - счастливо. Нормальное уродливо, когда передразнивает безумное (как подросток, передразнивающий мимику сумасшедшей матери), и счастливо только в такие моменты. "Нормальная" красота печальна, потому что её гармонию разрушает присутствие рядом "ненормального". И в какой-то миг психоделический визуальный ряд заставил меня пожелать себе стать немножечко крейзи...:)
Как всё это снято - словами не описать. То есть, поскольку я видела только "Кабинет доктора Калигари" Вине и "Вампира" Дрейера, то в поиске аналогий ничего, кроме "Тетсуо" Цукамото (1988г.) в голову не приходит. По драйву, по эмоциональному удару - Цукамото. И ведь после первого "Тетсуо" второй "Тетсуо" (1992г.) не удался, имхо. Такие сильные вещи получаются на чистом наитии, а не на расчёте.
Знатоки кругом пишут, что "Страница безумия" ближе к импрессионизму, чем к экспрессионизму. Может, в этом есть смысл. Скажем, бешеные пляски балерины под звук дождя, в котором она слышит ритм барабана, - явный импрессионизм.
В смысле монтажа, движений камеры и спецэффектов - "Страницей безумия" можно учебник иллюстрировать. Кажется, там есть всё, кроме длинных съёмочных кадров. Очень много оптических эффектов, наплывов и вытеснений. Множество сцен, снятых "глазами" сумасшедшей, - чистый сюр.
И ещё я за последние два месяца узнала, о такой штуке, как "конвенциональные приёмы", когда зрительскому глазу незаметен переход от реальности ко сну, фантазии или бреду:). Когда дело касается сумасшедшей жены - конвенциональные приёмы тут как тут, и мы сразу видим, что смотрим на реальность глазами боящейся реальности женщины. А вот когда камера рассказывает, что видит муж, бывает трудно понять, вменяем он в данную секунду или всё-таки бредит. Муж там такой, как герой бергмановской "Земляничной поляны", за рукав не поймаешь.
Суперфильм.

МУКИ НЕВИННЫХ. Джалло. По крайней мере, с середины. В городишке почём зря кто-то убивает нормально-сексуально озабоченных тинейджеров. Самих убийств Фульчи не показал, либо у меня сокращённая цензурой версия. Вся первая половина фильма не тянет даже на хиленький триллер, не то что на полноценное джалло. Было откровенно скучно.
Конечно, любой знаток тут же ткнёт пальцем в эпизод с совершенно голой Барбарой Буше, издевающейся над двенадцатилетним дурачком, которому и хочется, и колется, и мама не велит, и ладошки вспотели. Но голые красотки - удовольствие для мальчиков от двенадцати и старше. А мне пришлось всю сцену прикидывать, снималась синьора Буше вместе с мальчиком, или всё-таки их диалог целиком смонтирован. Пришла к выводу, что смонтирован.
Оживление вносит эффектная сцена хладнокровного убийства молодой женщины четырьмя мужчинами, полагающими, что уничтожают убийцу детей. В смысле, народная казнь. Кстати, женщину зовут говорящим именем Мочара. Они бьют её поочерёдно мотыгой, цепями и просто кулаком. Изувеченная плоть, струящаяся свежая кровь, и бодро проносящиеся мимо окровавленной фигуры автомобильчики с наряженными семействами, едущими на загородные пикники... Красиво. Тем более, зритель знает, что она не убивала детей.
А кто их убивал - это ясно с первой секунды, как данный персонаж вошёл в кадр. Типичный маньяк-убийца. И хотя превью фильма обещает, что мотивы убийств не ясны, но сексуальная озабоченность юных организмов и личность маньяка тут же складываются в тривиальный маньячный мотив. Опять не интересно.
Интересно в финале, когда маньяк летит со скалы, и укрупнённым планом показывается, как он шмякается лицом о выступ - бамц! хряп! смолкает его истошный крик, а камера снова - укрупнённый план! бамц! хряп! Эх, такое надо на большом экране... а то возникает чувство неловкости по отношению к тем, кто готовил к съёмкам такую не самую плохую куклу и подбирал все эти бамцы и хряпы для звуковой дорожки. Ребята и впрямь расстарались!
P.S.: От извращённости ума, всю дорогу полагала, что убийства как-то связаны с тем, что юные проказники, наверное, домоглись шестилетнюю слабоумную глухонемую девочку. Вот они, думала я, те самые муки невинных.
Но нет. С девчонкой всё окей, она просто слабоумная и глухонемая. Но именно она - обладательница резинового утёнка, который упомянут в итальянском названии фильма.
Tags: 1920-1929, 1970-1979, арт-кино, джалло, итальянское кино, маньяки в кино, японское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments