Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Два капитана ("Король Убу" Ф.А.Брабеца)

Король Убу: Трагифарс по пьесе Альфреда Жарри "Ubu roi", 1896г.
Alfred Jarry (1873-1907)
Режиссёр и оператор Франтишек Антонин Брабец
Чехия: Чешское телевидение, 1996. Продолжительность 84 мин.
Сценарист Милош Мацоурек, при участии Ф.А.Брабеца
Композитор Лубош Фишер
Художник-постановщик Анна Кодешова
Автор декораций Йиндржих Гётц
Автор костюмов Ярослава Пехарова
Звукорежиссёр Томаш Полак
Монтаж - Борис Махитка
В ролях: папаша Убу - Мариан Лабуда, мамаша Убу - Луцие Била, капитан Обруба - Карел Роден, принц Громослав - Иван Захариаш, графиня Элеутерия - Эстер Гейслерова, король Вацлав - Болеслав Поливка, королева Розамунда - Шанталь Пулле-Поливкова, маркиза Новогорска - Марие Драгокоупилова, маркиз Новогорски - Бранко Шкугор, царь Николай - Иван Выскочил.

Условная, окарикатуризированная Польша.
Мамаша Убу подговорила своего мужа капитана Убу, королевского адъютанта, совершить переворот и захватить трон короля Вацлава. Убу - семейство сварливое, неопрятное, но зато близки ко двору. Почему бы и нет?


Набрана команда заговорщиков во главе с капитаном Обрубой. Мелочный завистник Обруба ещё не знает, что вместо благодарности новоявленный король бросит его в тюрьму и велит не кормить, так что отощавший Обруба удерёт сквозь прутья решётки и посвятит свою жизнь страшной мести.


Итак, убита вся королевская семья, даже эти очаровательные принцессы-близняшки-бодибилдерши.


Чудом спасся только принц Громослав. Он отсиживается в рояле юной графини Элеутерии, а ещё ему доведётся вылезти из кустов. Громослав он только по имени. И его, и двенадцатилетнюю Элеутерию мучает лишь одна проблема - как же всё-таки люди размножаются? Версия с аистом уже отвергнута, и размножение делением тоже кажется им сомнительным вариантом.


Тем временем папаша и мамаша Убу наслаждаются властью. Казнены все, чей годовой доход составлял несколько миллионов, и чуть не подверглась насилию невинная Элеутерия. Её спасли надетый отцом-маркизом металлический пояс верности и своевременное вмешательство мамаши Убу. Ещё жадный Убу не забыл обложить крестьян непомерными налогами, хоть мамаша Убу и предостерегала его от чрезмерного завинчивания гаек.


Но дело близится к развязке. Крестьяне бунтуют, а принцу Громославу пришла в голову отличная мысль послать сбежавшего из застенков Отрубу к русскому царю. На царе шапка в виде золочёного купола с меховой подкладкой, на его приближённых тоже шапки а'ля "храм Василия Блаженного". Очень красиво. Если снять с царя шапку, под ней окажется шапка поменьше. А если снять и эту шапку, то под ней окажется третья шапочка, совсем маленькая


Русская армия царя Николая отправляется в поход. Ей навстречу выдвигается польская армия под командованием короля Убу. Некоторое время они не могут начать сражение, потому что царь всё никак не дождётся седьмой казачий полк. Ну, и не дождётся. Казаки в пути набрели на мамашу Убу, сбежавшую из дворца с мешком королевских казённых сокровищ. "О! па-а-арни!" - воскликнула пылкая мамаша Убу, и лицо её приобрело мечтательное выражение.


После сеанса её любви от любовника остаются только две фалды сюртучка, но казаки терпеливо дожидаются своей очереди перед красными занавесями (Брабец вообще любит, чтоб всё было декорировано тканью). Процесс долог. Мамаша Убу по двое сразу не обслуживает. Когда от всего казачьего полка остался один медведь, мамаша Убу принялась и за медведя...
А на поле боя папаша Убу рыщет в белых подштаниках и просит кусочек бумажки, потому что ему приспичило... Зато он чуть было не зарубил саблей русского царя!


Когда в результате активных военных действий в руки царя попадают сокровища польской казны, он высказывается в том смысле, что раз нельзя их попросту присвоить, то он их с Громославом как-нибудь поделит. Тут же раздаётся восклицание: "Как, опять раздел?"...
Громослав внял призыву Элеутерии, и в недрах рояля они вдвоём познали тайну размножения. Познали удачно: девочки-тройняшки, снова девочка, и ещё девочка - всего пятеро.
 

А папаша и мамаша Убу вернулись к разбитому корыту, и стали жить в нищете.
Но история на этом не кончилась! Противостояние капитана Отрубы и капитана Убу продолжается...

Трудно оценить, насколько к 1896г. надоели парижанам потомки польских эмигрантов, если такая сомнительная французская пьеса могла пользоваться успехом. По крайней мере, к столетию этого успеха Франтишек Брабец создал красивый зрелищный фильм.

Далеко не так глубокомысленно, как наш "Каин XVIII". Местами пошловато - детский секс, поиски подтирки на поле боя, обслуживаемые по одному казаки. Любят чехи такого рода юмор, ничего не поделаешь. Впрочем, я уже привыкла.
Однако, почему звезда чешского кинематографа Болек Поливка играет быстро убитого короля Вацлава без единой интересной реплики, а не папашу Убу, - это я уразуметь не в силах. Мариан Лабуда и в молодые годы вряд ли тянул на секс-символ, а уж на закате лет... тяжело целый фильм наблюдать его не самое одухотворённое лицо... Зато очень хорош Карел Роден в роли темпераментного ничтожества Отрубы.
Съёмки фильма велись в Карловых Варах, Долни Вештонице и Бржецлаве. Много кадров с обыгрыванием коллонад. Плюс красивые мизансцены в чистом поле.


Насколько симпатичны костюмы русского царского двора, я уже упоминала. Одного меху сколько ушло!

Эстер Гейслерова, которой на момент съёмок было всего 12 лет, снялась потом у Брабеца и в "Крысолове" (2003г.).
Tags: 1990-1999, костюмное кино, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments