Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

О нарушении конвенций в первых двух сериях "Шерлока Холмса"

Игорь Петренко в роли Шерлока Холмса одет как разнорабочий, выбрит как неряха, пластика тела как у ребёнка. На нём брюки с провисшими коленками! Хм, допустим. Допустим, это анти-Холмс, а идеал придумал Ватсон в своей беллетристике. Кинематографисты решили сыграть на контрасте, но не слишком ли велик риск? В фильме Масленникова суетлив и не авантажен Лестрейд, в новом фильме ролевая модель поменялась и... И теперь стало непонятно, почему люди в беде предпочтут идти на приём к суматошливому Холмсу-Петренко, а не к родезийски-суровому и аккуратному Лестрейду-Боярскому. (Справедливости ради, Брондуков в роли Лестрейда выглядел только суетливым, но не неряшливым). Сценаристам придётся очень постараться, чтоб найти приемлемое объяснение. Пока что я вижу, Холмс смог вернуть письма шантажируемой леди только потому, что первым обыскал жертву убийства и присвоил улику. Это не дедукция, это щенячья наглость.







Холмс-Петренко берёт уроки бокса, берёт уроки игры на скрипке, запросто заговаривает на улице со случайными людьми. Весьма общительный юноша с широким кругом знакомств, я бы сказала. Суровый волк-одиночка с хорошо поставленным ударом здесь Ватсон. Он перестал быть эмоциональным зеркалом безэмоционального Холмса. Наоборот, это Холмс вовсю старается пробудить в Ватсоне эмоции. То есть, в новом фильме объект зрительского внимания и человек-загадка - Ватсон, а не Холмс. Да, этот вариант вызывает интерес. Но опять-таки, из-за смены ролевых моделей становится непонятным, как ТАКОЙ Ватсон мог стать популярным беллетристом.



Режиссёрская провокация с карликом могла бы сойти с рук, но я почувствовала себя задетой. Нет, дело не в самом неумеренно грозном карлике. Дело в массовой сцене, где инициативу перехватывает эпизодический персонаж, для сюжета ненужный. Знаю, такого полно в западной холмсиане и вообще в викторианских детективах. Наверное, уже выросло поколение зрителей, которые любят отвлечься от основного сюжета, да? С точки зрения эстетики это что-то сродни переключению внимания на рекламные паузы с яркими картинками. В масленниковской холмсиане камера обращала внимание только на тех эпизодников, кто повлияет на ход расследования, то есть никаких рекламных пауз фильм Масленникова не терпел изначально.



Комедийный гротеск как повествовательный приём, уместен ли он в трагедийной по духу холмсиане? "Без единой улики" с Беном Кингсли и Майклом Кейном и "Мой нежно любимый детектив" с Екатериной Васильевой - вообще в чистом виде комедии, не претендующие не то что на трагедийность, а даже на трагикомичность. Но это всё равно представители настоящей холмсианы. В смысле, пародии на настоящее - на наигранную чопорность, на те же конвенции.
А вот что предложено в качестве предмета осмеяния в первых двух сериях нового "Шерлока Холмса": заведомый уродец в качестве возлюбленного эмансипированной и беременной невесты аристократа. Какая клоунская мера условности! Издёвка не над нормативной моралью, предписывающей девушкам влюбляться в подходящих кавалеров, а над тем, какими дурами выставляют себя девушки, не сдерживаемые нормативной моралью. Бабы дуры, грубо говоря. Шерлок Холмс - не твёрая рука Провидения, оборяющая роковой Фатум, а тот, кто скажет бабодуре в лицо, что она бабодура. У нового Холмса нет Миссии. Хотели оперу, а видим водевиль.





Ляпы, огрехи, исторические несостыковки - я всё прощу (тем более, всё равно не замечу). Но сущностные моменты по-настоящему дОроги. Не отвлекаться на внешнее, смотреть вглубь. Не смеяться над трагедией. И в итоге понимать разницу между хэппи-эндом и окончанием следствия. Да, это важно.
Tags: 2010-2019, Шерлок Холмс, детективы, костюмное кино, сериалы, художники кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments