Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Настоящие люди / Реальные люди (1-й сезон, серии 1-10, Швеция, 2012)

О дивный новый мир, где молодёжь послушна, вежлива и трудолюбива. И никогда не старится.



Но что это? Дорогостоящая домработница, приставленная зятем к одиноко живущему тестю, отказала старику-гипертонику в чашке кофе. Вот такая она, этот домашний Гитлер в фартуке.



- Только чай! - провозгласила новоявленная фрекен Бок и заварила полезный для здоровья ...пакетик.



Держать дома чай в пакетиках, атрибут дешёвки и фастфуда? Я б не удивлялась, этой заразе сейчас подвержены многие, но речь идёт о роботе-домохозяйке, запрограммированной на идеальные действия. Похоже, снимая сериал о непростых взаимоотношениях людей и андроидов, шведы рассказали о себе чуть больше, чем планировали. Их идеальный мир не включает в себя ничего сложного, многоаспектного, трудоёмкого, требующего внутренней дисциплины и следования ритуалам. Максимальное упрощение - таково то, что снаружи. Вот интересно, а изнутри - тоже всё в готовых пакетиках?

Забавно, в русской Википедии в статье "Андроид" в разделе "Андроиды в литературе и кино" нет упоминания шведского сериала. Сунулась в английскую версию статьи - нет упоминания! Только шведы сами себя рекламируют, но кто ж по-шведски кроме них читает, нет таких героев. А ведь получился вполне качественный сериал, его вовсю с "Blade Runner" сравнивают (хотя не совсем по делу, если честно).

Центральная интрига "Настоящих людей" - небольшой такой бунт андроидов против поработителей и одновременный небольшой бунт людей против андроидов. Рассмотрены все основные составляющие процесса - психологическая, социальная, экономическая. Андроиды создавались, чтобы заменить разнорабочих и домашнюю прислугу, но закономерно доросли до статуса управленцев среднего звена и незаменимых членов семьи (включая супружеские отношения). Выживаемым из всех сфер людям, - тем, кто был плох в работе, в общении, в постели, - приходится несладко. Как бы и поделом, но слишком уж трудно провести грань между обиженными справедливо и обиженными несправедливо.
Замах на утопию шведам ни к чему, сериал вполне реалистичен. Фантастическое допущение только одно - в современном мире производятся и успешно функционируют миллионы роботов с высокой степенью человекоподобия и высоким искусственным интеллектом.
Несколько роботов втайне, посредством гениального компьютерного кода, освобождены от ограничений, придуманных Айзеком Азимовым. Закономерный итог - полиция ведёт первое в мире дело о неслыханном случае убийства людей андроидами, а спецслужба вприпрыжку гоняется за секретным кодом.
Тем временем частное лицо ведёт дело о вполне обыденном случае похищения андроида для продажи на рынке секс-рабов, а кинозритель ведёт дело о вывертах свободы воли. Домашнее насилие, совершенно одинаковое по отношению к людям и роботам, христианское милосердие к тем и другим, террористические ячейки с обеих сторон, - пожалуй, здесь особых открытий не сделано. А вот презрение девушки-робота к лесбиянке - это отличная находка. Быть отверженным не значит самому быть толерантным, гонимый не значит праведник. Люблю, когда мне об этом напоминают. Хотя лучше, чем булгаковский Шариков, этого никто никогда не сделает.

В формате полнометражного фильма сходные проблемы решались в канадской чёрной комедии "Зомби по имени Фидо" 2006, но там в большей степени авторов интересовал страх перед соседом, которого ты никогда не замечал, а он может стать внезапно агрессивен (а ты ему тоже сосед и тоже можешь показаться агрессивным). Образ "чужого" нынче так широк, могуч и вариативен - выбирай не хочу. Креатор шведского сериала Ларс Лундстрём выбрал "чужих"-роботов и решил обыграть их в ключе проблем ассимиляции мигрантов. Одна из главных героинь сделана азиаткой по внешности, среди второстепенных персонажей-андроидов есть слащавый индус, красивый негр, офисная мулатка, хотя это было совершенно необязательно, ведь у роботов нет этнического происхождения, как Барби и Кена их делают разных цветов только из маркетинговых соображений.
Кстати, в сериале (по крайней мере, в первом сезоне, а премьеру второго IMDb назначила на декабрь 2013) расовая фишка совершенно не использована, при том что различие в карьерных и сексуальных перспективах белых и цветных андроидов могло бы усилить драматизм. Из родной России глядючи, никак не понять: то ли проблемы расовой нетерпимости в Швеции незначительны, то ли, наоборот, слишком болезненны, чтоб лишний раз выпячивать. Но уж об идеальных эльфах-мигрантиках, тихих, послушных и услужливых, шведы здесь намечтались вдосталь. Шведы и один из режиссёров с нешведским именем Леван Акин.

И в связи с темой мечты о тихих эльфах ВНИМАНИЕ! Молодым мужчинам, планирующим в перспективе обзавестись законной половиной, категорически не советую смотреть этот возмутительный сериал, принижающий достоинство современной женщины. Домашний робот Анита разобьёт ваши сердца. Вы оцените то, как она молча предпочитает быть полезной, и отныне не сможете с прежним смирением смотреть в сторону курящих, матерящихся, не часто моющих голову и громко говорящих по телефону дев с ляжками в обтяжку. Всё равно каждому из вас в перспективе достанется как раз такая, так что лучше не забивайте себе мозг выдуманными альтернативами.



А также вы, мальчики, придёте в ужас от самой мысли, что морщинистая дама климактерического возраста способна цинично и безжалостно развратить невинного домашнего робота, пушистое существо с доверчивыми глазами. Я и сама в ужасе. Мальчик (кхм, актёр Johannes Bah Kuhnke 1972 г.р. и давно не мальчик) был достоин чего-то лучшего, но слепо покорялся программе. Представляю, что бы сказал на это вампир Спайк из ещё одного сериала.



Положительные стороны "Настоящих людей" 
- Персонажи - и люди, и роботы, - проявляют себя с неожиданной стороны.
- Сценаристы не цепляются за тех главных героев, чьи образы исчерпали себя и перестали быть интересными.
- Грим и пластика движений актёров на роли роботов весьма убедительны.

Отрицательные стороны:
- Не все персонажи успели хоть как-то себя проявить, а некоторыми персонажами сценаристы откровенно пренебрегли.
- На доверчивые зрительские умы способна отрицательно воздействовать пропаганда использования чайных пакетиков в образцовых домохозяйствах. Это совершенно недопустимо, чайные пакетики могут быть символами только зла и убожества! Да, я из числа непримиримых.
Tags: 2010-2019, киборги в кино, сериалы, фантастика, шведское кино
Subscribe

  • Что-то в этом есть

    1994 год, Канны. "Золотая ветвь" проплывает мимо усов. Никита Сергеевич М. ещё не знает, что в 2016 году "Большая российская энциклопедия" (том 31)…

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Что-то в этом есть

    1994 год, Канны. "Золотая ветвь" проплывает мимо усов. Никита Сергеевич М. ещё не знает, что в 2016 году "Большая российская энциклопедия" (том 31)…

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…