Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Австралия? - Страна Aus.

Австралия = Australia. США-Австралия, 2008. Реж. Баз Лурманн. В ролях: Николь Кидман, Хью Джекман и др.

В отличие от большинства зрителей, я не отягощена просмотром таких - по всем отзывам - достойных кинолент, как "Мулен Руж" и "Ромео+Джульетта". То есть для меня их как бы и не существует, и смотреть "Австралию" они мне никак не мешали.
Зато я отягощена глубоким знанием более ранней работы Лурманна, с которой и началась его слава. Естественно, "Австралийское танго", оно же "Только в танцевальном зале" (1992г.).

Ну, так в "Австралии" совершенно очевидным образом видна рука режиссёра времён "Австралийского танго". Времён, когда ставка делалась на незатейливый юмор, гротеск, специфическую манеру актёрствования и простую подачу хороших верных штампов.

Помнится, в "Австралийском танго" главный герой, юноша исключительного обаяния, бился аки лев рычащий за право продемонстрировать публике новые танцевальные па, своим уродством превосходящие полёт моей фантазии.
Что характерно, каноны жанра Лурманн тогда выдержал от и до, и юноша сумел победительно внедрить свою безвкусицу в строгую правильность классического танца. Дорогу молодым, и всё такое.
Зачем этот багаж Лурманн взял с собой в фильм эпического размаха? Загадка.
Живой Австралии в "Австралии" днём с огнём не сыщешь. То есть, если исходить из того, что даже в "Крокодиле Данди" показывался краешек Австралии, и мы примерно знаем, как оно там всё устроено. Не говоря уж о фильмах таких режиссёров, как Питер Уир, Филипп Нойс, Николас Роуг. Даже Арч Николсон с его простым как мычание "Веком невежества" - и тот в телевизионном формате показал много больше родной экзотики, чем Лурманн на явно немаленьком бюджете, пусть и урезанном. 

Это кино может быть сколько угодно красиво, но зачем оно названо "Австралия"?
Получилась бродвейская мелодрама в эпических декорациях пустыни. Там не делят воду, и нет мокрых пятен на блузке в подмышках. А ещё детей-полукровок забирают добрые героические священники, и это единственное сознательное действие церковников, хотя вообще-то - по идее - в тех местах скончался английский аристократ, и его положено хотя бы отпеть. Лурманн-сценарист словно не желает видеть какие-то драматические и бытовые подробности и включает кинокамеру только тогда, когда ему самому хочется подсмотреть, как его герои справятся с его же сценарием.

О да, "Австралия" - это чистый Баз Лурманн, не изменивший себе ни на секунду. Именно его кино. Режиссёрский жест танго там, где все привыкли к разумному движению камеры. Эстетика мужицких ковбойских радостей, подаваемая как искренняя шутка. Манера полагаться на словесное обозначение ("три дня жары", а зрители её не чувствуют, но всё-таки видят, что это жара). 
Хотите, вам расскажут историю? Жила-была одна девочка. У неё... не было собаки, но был муж, далеко в Австралии. Очень-очень далеко. Австралия - это и есть такое место, которое очень далеко. Там девочке пришлось довериться Страшиле, чтобы найти свой Дом.

Лурманновская Австралия - страна, где сбываются мечты. Абстрактная волшебная Страна Оз. Её называют Австралией потому, что там есть австралийские аборигены.
Если б там были, скажем, бушмены-лилипуты, то Страну Оз называли бы Ботсваной или ЮАР, и ковбой мистер Дровер звался бы голландцем-буром.
Если бы там были приземистые индейцы в пончо, то Страну Оз называли бы Перу или Чили, без разницы, а мистер Дровер назывался бы гаучо.
Всё равно везде бы паслись стада, всем бы гадил нечадолюбивый мистер Флетчер, а вдовушка Сара Эшли выделывала бы свои новаторские танцевальные па.

Австралия так долго и так уверенно ассоциировалась с аборигенской мифологией и поэтикой, что данная попытка Лурманна заявить о "белой" австралийской мифологии, скроенной по проверенным голливудским лекалам, просто обречена на оглушительный провал.
Но сама попытка симптоматична. Вестерн умер. Цивилизация душит. Зритель просит чего-то не слишком заумного, узнаваемого. Что ж, зритель своё получил - вот Белоснежка, построившая гномов, вот трудяга-Золушок на первом балу, вот ищущий свою стаю Маугли.
Имхо, Лурманну не стоило так очевидно заимствовать у Голливуда его коронные сказочно-цирковые номера. Лучше бы он вчитался в сами страшные сказки братьев Гримм и в чеканные истории Киплинга. "Австралию" живые истории только украсили бы.
Tags: 2000-2009
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment