Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Май. Новинка из жизни Брабеца.

Май: Фильм-баллада по мотивам поэмы Карела Гинека Махи (1836г.)
Чехия, 2008. Продолжительность 70 мин.
Реж. и оператор Франтишек Антонин Брабец.
Сценарий: Ф.А.Брабец и Ивана Новакова
Автор костюмов Ярослава Пехарова
В ролях: Сандра Легнертова (Ярмила Тиетцова), Матей Стропницки (Вилем Шиффнер), Юрай Кукура (мельник Шиффнер), Ян Тржиска (палач), Владимир Яворски (священник), Нина Дивишкова (мать Ярмилы), Криштоф Гадек (разбойник Вальдемар, друг Вилема), Ивета Йиричкова (девушка-разбойница), Филип Мензел (органист), Бронислав Полочек, Ян Пржеучил.

Сейчас буду спойлерить напропалую. Честно предупредила!
Видимо, Брабецу очень хотелось снять фильм столь же пейзажно-красивый, как "Букет", и столь же тревожно-меланхоличный, как "Болеро".
Не получилось. Из-за участия юных актёров, изобразивших расслабленную, буквально молодёжную банду, "Май" в первую очередь напоминает "Крысолова". А "Крысолов", насколько помню, мне не понравился. В отличие от "Букета" и "Болеро". Значит, не судьба.
Поэму Махи "Май" я не читала ни в оригинале, ни в переводе. Знаю только, что считается шедевром чешского романтизма. Годы жизни автора - 1810-1836.
Говорят, сюжет из маховского "Мая" вычленяется с трудом, всё больше поток сознания и голая фабула. Однако фильм Брабеца в отсутствии сюжета упрекнуть трудно. Накручено будьте-нате.
Исторические факты: в 1740г. Мария Альжбета Тиетцова вышла замуж за зажиточного жителя деревушки Дуба, некоего Шиффнера. В 1753г. у них родился сын Гинек. Этот Гинек увлёкся дочерью местного дубского кузнеца, и вступил из-за кузнецовой дочки в конфликт с отцом. В мае 1774г. произошло отцеубийство. Гинек пытался спрятать тело убитого, но преступление быстро открылось, убийцу арестовали и осудили на казнь "ломанием в колесе". Казнь свершилась 19 июня 1774г.
Сюжет фильма "Май" больше подошёл бы для оперы. Старенький палач в зимнюю пору бредёт по местам своей боевой славы. Вот место, где был казнён юный разбойник Вилем, которому лично палач очень симпатизировал. Как же оно так получилось?...
Третья четверть XVIII в. Полусельский уголок Чехии. Трактирщица подкладывает подросшую красавицу-дочь под немолодого одиноко живущего вдовца-мельника Шиффнера. Ярмила вроде как и не против, мельник ей нравится.
Однако тут же в здешних краях объявляется банда Вилема, грабящая мирных граждан. Оказывается, Вилем - изгнанный из-за радикальных взглядов сын этого самого мельника.
Стоило банде Вилема пробраться на мельницу, - пока папаша Шиффнер производил дотошную ревизию девичьих прелестей Ярмилы, - и парень приказал своим людям разгромить ненавистный ему отчий дом. Рвать, рвать со всем, что в жизни свято, - вот его текущая задача возмужания!
Однако, повстречав Ярмилу, Вилем не на шутку ею увлёкся и даже потребовал поклясться ему в верности.
Ярмила озадачена: мельнику не объяснишь, что ей теперь нравится его сын. Вилем-то от папаши в бегах, да и с законом не в ладах. Приходится продолжать отношения с папашей.
Вилем тем временем задумал бросить свою банду, и уехать с Ярмилой куда глаза глядят. Ага. Щас, кинулась. А мельница?!
Душевно попрощавшись на свежем воздухе в возлюбленной, опечаленный Вилем собрался отбыть на ПМЖ куда-то в сторону венгерской границы. Но встреченный по пути местный палач упрекает юношу в малодушии. Любишь девушку, но не можешь увлечь за собой? - будь любезен тогда сам остаться подле неё!
Вилем поворачивает коня и спешит на то место, где только что оставил Ярмилу. Она там уже, как вы догадались, отнюдь не скучает. Мельник нырнул ей под юбки, стоило осесть пыли из-под копыт вилемового скакуна.
Само собой, Вилем их застукал, и для сладострастного папы всё кончилось плачевно.
Ярмила в истерике. За дохлого мельника замуж не выйти, мельничихой не стать, да и жалко проворного дядьку - ныряя под юбки, он всегда знал, что ему там не нефть искать, а дело делать. С другой стороны, Вилем стал отцеубийцей, а за отцеубийцу замуж тем более не выходят. Того и гляди, при двух любовниках старой девой останешься! Бедная девочка...:)
Вилему тоже не по себе. Папа, чай, не чужой. Вышли папе от сынка родного сплошные неприятности. Вилем бредёт в церковь, где падает в обморок у алтаря с окровавленным ножом в руке. Подоспевшие священник и палач благополучно сдают парня властям.
Вскоре священник и палач так же на пару проводят церемонию казни Вилема - четвертование и отрубание головы. Им стыдно, но долг службы повелевает.
В порыве чувств Ярмила сигает с обрыва.
Fin. Очень красивый fin, надо заметить. Вот такой:


Ярмила на протяжении всего "Мая" бродит из угла в угол кадра вся в белом. Типа, такая чувственная, но сама невинность.
А вот она, наша чешская красавица. Эротические картинки-ню я не стала подбирать. Обзавидовалась:)) Но клянусь, всё, что у этой актрисы под нижней кромкой кадра, создано для фильмов Расса Мейера. А ракурсы! ракурсы какие, ах! Брабец своё дело знает, как тот мельник!



Что ж там за Вилем такой ей покою не давал, спросите вы?
Вот и Вилем. Перед четвертованием мирно отдыхает на колесе. Ниже - палач и священник. С лицами, полными раскаяния, как я и обещала.






 
Tags: 2000-2009, костюмное кино, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments