Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

"Тысячелетняя пчела" Юрая Якубиско, 1983

Тысячелетняя пчела
Семейная хроника словацкого села с 1887 по 1917 г. Четырёхсерийный фильм словацкого телевидения по роману Петра Яроша. Приз "Феникс" за изобразительное искусство на Венецианском кинофестивале.

Обычные и не очень обычные события жизни словацкого села конца 19 - начала 20 веков показаны как источник для будущих преданий и легенд.

"Вечный зов", "Долгая дорога в дюнах" и другие советские телесериалы о переплетении судеб односельчан и горожан пользовались колоссальным успехом у зрителей. В ЧССР таким сериалом стал четырёхсерийный фильм Юрая Якубиско "Тысячелетняя пчела", где от юности до старости прослежены судьбы двух братьев и сестры, детей Мартина Пиханды, а также их односельчан-ровесников.

В Австро-Венгерской империи есть Австрия и есть Венгрия, а словакам положено помнить своё место и преданно любить императора. Словаки пытаются жить в своём мире, отделённом от "австро-венгерской" городской культуры местными легендами и словацким языком. Мартин Пиханда любит рассказывать предание о тысячелетней пчеле. Что бы ни случалось с пчёлами, какие бы беды их не настигали, - забота о роде возрождает род.

Всё село с удивлением наблюдает за местным ромео. Йожко Надер готов даже принять иудаизм, лишь бы получить у корчмаря Герша согласие на брак с его дочкой Мартой. Но это очень печальная история любви. Герш решил, что Йожко просто вожделеет Марту, и вся его страсть скоро остынет. Увы, не остыла.

Осанистый здоровяк Само Пиханда отчаянной акцией добился у жадной старухи Дудачовой права жениться на её дочери Марии, которую сватал местный крикливый венгр-дворянин Белани. У Само и Марии родилось пятеро сыновей. Жизни трёх сыновей отнимет государство.

Но прежде, чем смерть скосит своей косой третье поколение Пихандов, мальчики по очереди признаются в любви красотке Эве, дочке Гребеня-Рыбы и разбитной Стаски.

Красавец Валент Пиханда обещал жениться на Ганке Коларовой, но в него влюбилась дочка местного помещика Гермина, а во время учёбы на юриста он крутил роман ещё и с городской барышней. На которой из трёх он женился, думаю, угадать не сложно.

В браке с Герминой у Валента есть дочь, а ребёнок Ганки так и не родился. Валент - обаятельная сволочь, копейки не упустит. После смерти родителей он потребовал у многодетного старшего брата доли от родительского дома. Но племянники всё равно любят красивого дядю Валента, приехавшего на красивой красной машине.

Кристина Пихандова старательно берегла свою девичью честь от весельчака Матея Срока. А в день их свадьбы с Матеем ей в любви признался его женатый двоюродный брат Юло. Вот так-то. Много лет Кристина мечтала родить хоть одного ребёнка, а её Матей тихонько спивался. Судьба Кристины сделает очень странный поворот...

К концу первой мировой войны густонаселённый словацкий край превратился во вдовье царство, где нет гостя страшнее почтальона с его дурными вестями.

И однажды постаревший мельник Само Пиханда, проклявший социалистов со всеми их дурацкими идеями, из-за которых жандармы принимаются палить из ружей прямо в толпу, где есть чьи-то дети... тот самый аполитичный Само Пиханда берёт гранаты и идёт взрывать железную дорогу, по которой из его села венгры вывозят всё для фронта и всё для победы.

Тема военного разорения, пронизанная мотивом распада и воссоздания семейных связей от поколения к поколению, - одно из ведущих направлений в словацком кинематографе. Достаточно назвать "Полевые лилии" Эло Гаветты 1972, "Сидим на ветке и нам хорошо" Юрая Якубиско 1989, "Пейзаж" Мартина Шулика 2000.
Tags: 1980-1989, историческое кино, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments