Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Прослушка / The Wire (первые два сезона)

"Прослушка" - сериал, в котором полицейское следствие и криминальный бизнес идут своим чередом, и между тем и другим обнаруживается полное структурное тождество. Мир полиции и мир организованного криминала представлен как сумма случайностей, административных нелепостей, карьерных взлётов и падений, подмены таланта амбициями, бульдожьей хватки отдельных фанатиков и внезапно проснувшегося азарта втянувшихся в процесс лиц. Плюс, первый сезон полон познавательных социально-этнографических зарисовок из жизни уличной негритянской гопоты. Бонусом приложена сюжетная линия с наркозависимыми приятелями-бомжами, которые вовсю гребут лапками в своём кувшине и тешатся иллюзией, будто бултыхаются всё-таки в сметане, а не в канализации.

Концепция удачная, но мне первые два сезона "Прослушки" дались с огромным трудом. Ибо суть подковёрных интриг полицейских боссов до меня не доходила, а они там важны для понимания сюжета. Может, в полиции всё не так, как, скажем, в моей библиотечной отрасли? У нас, у библиотекарей, если кто-то самозабвенно вгрызается в работу и тащит на себе целый участок или целый проект, такого сотрудника начальство по мере сил гладит по головке - хотя бы потому, что любое начальство любит, когда есть что красиво вписать в годовой отчёт.

Удивила малая полезность для сюжета Джимми Мак-как-его-там-алкоголика, выдвинутого в главгерои за красоту лица и фигуры. Для пущего драматизму Джимми объявили супер-пупер следаком, которого злое начальство со свету сживает и грозит стереть в порошок. А ещё его жена выгнала за то, что он изменил ей с прокуроршей. Никогда ещё прокуратура не получала такой всесторонней поддержки со стороны следствия!



В первом сезоне так и не уловила, почему же этот Джимми считается хорошим следователем. Нервнопаралитический придурок Призбуловски казался куда круче: являлся на службу трезвым и опрятным, бумажку к бумажке собирал, шифры разгадывал и был достоин всяческих похвал, когда не бил тинейджеров смертным боем. Лучше бы Призбуловского раскрутили в главгерои, чесслово, больше радости. Или лучше чуть больше активных командных игр на свежем воздухе? Даже не знаю, что выбрать.



Одна из ведущих тем первого сезона - складывание классной команды из полисменов-аутсайдеров, знающих, что по окончании дела их снова разведут по разным подразделениям, где они снова станут аутсайдерами. Расследуя дело о негритятах-наркоторговцах, некоторые парни впервые в жизни узнали вкус настоящей профессиональной гордости. Простые парни с жетонами, способные публично засовывать служебную рацию за резинку трусов.



Негритёнок Ди'Анджело, ради которого я затеяла просмотр, быстро исчерпал потенциал. Сценарист счёл, что возрастающую духовность персонажа допустимо выразить через его бездеятельность. Со мной такое не проканывает, бездеятельную нравственность не засчитала никому и ни разу. Даже любовная линия Ди Анджело закончилась беспомощным стоянием на фоне трогательной надписи. Это овощ, а не положительный герой.



Ещё один положительный негритёнок, тинейджер по имени Уоллес, тоже не сумел найти способ поактивнее самовыразиться в качестве хорошего мальчика. Я бы не обостряла вопрос, ведь авторы явно рассчитывали показать зрителям мрак и безысходность негритянских трущоб, где нежные сердца черствеют и плесневеют от невостребованности. Но там была серия с эпизодическим парнем-баскетболистом, который так хорошо гонял мяч, что его брали в любой университет, особенно если сдаст школьный экзамен хотя бы на тройки. И где же здесь беспросветность? Не будь овощем, и социальные лифты тебя подхватят.
В общем, не знаю, как у них в Балтиморе, а в России парень, уходящий из кадра на фоне плаката "Тупак", не считается достойным внимания персонажем.



Босс местечковой наркомафии и его правая рука воплощали собою конфликт феодальных ценностей с капиталистическим прагматизмом. Как-то они декларативно всё это воплощали, в репликах, а не через действие.



Для оживления пейзажа крутую сыщицу Киму сделали лесбиянкой. Коллеги периодически приставали к ней с расспросами, как оно так получилось. Никаких фобий, никакой дискриминации: мужиков интересовало, как женщины в своей среде принимают гомосексуальность.



Кима уклонялась от прямых ответов. И то правда, откуда ей знать? С нелесбиянками она предпочитала не общаться. Мужики в это время свои собственные служебные и дружеские взаимоотношения обсуждали в терминах гомосексуальной активности. Ну вот, а вы мне не поверили, когда я применительно к "Сверхъестественному" упомянула, что в современном обществе гомосексуальность превратилась в род духовной практики. Так-то, сами убедитесь, киношные гетеросексуалы вовсю интересуются проблемой в её академическом разрезе.

При таком внимании авторов к пикантной тематике закономерно, что истинным львом в делах любовных показал себя гомосексуалист-налётчик Омар, гроза уличной розничной наркоторговли и просто красавец с шикарным шрамом во всё лицо.



Даже заводя себе нового женомужа, Омар не забывал обязательств перед прежним, ибо настоящая любовь живёт вечно. Одобряю. Мужик. К тому же не расист - только он создал межрасовый семейный союз, все остальные персонажи проявляли консервативность.



Жаль, в итоге к концу второго сезона кроме неугомонного Омара и смотреть-то не на кого. Наверное, поэтому Омара почти не показывали, чтоб не дразнить меня упущенными возможностями.
Да, по-моему, второй сезон заметно хуже первого. Упор в нём сделан на корпоративную солидарность профсоюзных активистов-докеров и на криминальное взаимодействие этнических диаспор. Казалось бы, выигрышные, солидные темы, но их развитие оставило меня разочарованной.
Про докеров узнала только, что вечером они регулярно напиваются в одном и том же баре, а днём и потом ночью воруют всё, что не примотано скотчем к контейнерам. Может, гений сюжетостроения и выжал бы из этого что-то интересное, а здесь дальше неудачного образа инфантила-социопата Зигги дело не продвинулось. Сын мелкого профсоюзного босса, Зигги был ростом с девчонку, толщиной с прутик, нуждался в срочной педагогической коррекции и жёг банкноты с азартом Настасьи Филипповны. Прям вылитый потомственный докер, ага.
Видимо, таким провокативным способом авторы решили развить начатую в первом сезоне тему несовместимости реальной личности с той ролью, которую ей предписывает инертный, механистичный социум. Тут не поспоришь. Хорошим негритятам не место среди наркоторговцев, а дёрганному придурку Зигги не место среди солидных мужиков. Но и негритята, и Зигги находятся под ежедневным психологическим давлением и вынуждены либо мириться с навязанной им участью, либо бунтовать до кровавой развязки. Море густого драматизму, да, но ничего такого, что не было бы многократно пережёвано всем предшествующим киноискусством.



Что же до криминала в среде диаспор, доверия к показанному никакого не могло быть после вот такого кадра с женским паспортом. Кто ты, красавица Добрав Набережный? Не мешает ли тебе отчество Лщтвкфыршт? На скриншоте не видно, но это паспорт-мутант, в котором нижняя часть разворота ссылается на Союз Советских СоциалистиНеских, а верхняя - на Российскую Федерацию. При таком уровне консультирования, меня оставляли равнодушной любые художественные обобщения о греках, поляках, ирландцах и киевских русских.

Tags: сериалы
Subscribe

  • Об эмоциональных аспектах современной российской ютуб-журналистики

    Вступив в партию невключающих телевизор, рано или поздно примыкаешь и к партии смотрящих публицистический Ютуб. Когда собственные ютуб-каналы…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Не в кобылу корм

    Кстати, всё-таки досмотрела аниме-сериал "Евангелион". Легче не стало. Ничего не поняла, желание понимать не возникло, к финалу мёрла со…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments